И.АГАЕВА
Приезд в Баку профессора социологии боннского университета, президента центра социологических и юридических исследований Бритты Воленвебера связан с изучением демографической ситуации в Азербайджане. Казалось, что зарубежных ученых больше интересуют транснациональные проблемы (нефтегазовые магистрали, экология Каспийского бассейна, “черная икра”, которую там на Западе так любят, и т.д.), нежели темп рождаемости в стране. Оказывается, нет. Рост населения – это не только омолаживание нации, но и “импорт” рабочей силы. Европейские страны столкнулись с мощным потоком иммигрантов из СНГ.
– Знаете, порой мне кажется, что я живу не в родном Бонне, а в Стамбуле или на московском Садовом кольце. На каждом шагу турецкая или русская речь. Смешанных браков в Германии не счесть, – с этого признания началась наша беседа с Б.Воленвебер.
– Германия обеспокоена наплывом эмигрантов. Но ведь это дешевая рабочая сила, при этом они выполняют самую грязную работу, которую немец не хочет выполнять.
– То, что вы говорите, это всего лишь верхушка айсберга. В Германии наблюдается изменение “состава” нации. Чистокровных немцев становится меньше. Ученые предупреждают, что через несколько десятилетий внешний вид “среднего европейца” кардинально изменится… в азиатскую сторону. Белых станет меньше. Это и повод для беспокойства европейских демографов. Греки эпохи Гомера были светловолосыми и голубоглазыми. Влияние соседних народов превратило их в смуглолицых брюнетов. Как говорят антропологи, ничего чрезвычайного в этом нет. Если дела в Европе будут идти так, как идут сейчас, через 20-30 лет типичным европейцем станет узкоглазый мулат.
Представителей распространенного сейчас европейского типа будет все меньше. Чем легче доступ к материальным благам и активнее эмансипация женщин, тем больше ценится роскошь сытой жизни в ущерб продлению рода. Хоть европейки и рожают меньше, в Старом Свете становится тесно от наплыва иммигрантов, которые начинают смешиваться с “аборигенами”. Представители разных рас, скрещивая разные наборы генов, инициируют явление гетероида. У потомства большая вероятность умереть в младенчестве, но те, кто выживает, демонстрируют “выдающиеся биологические способности”. А также, вероятно, и интеллектуальные. То есть, объединение удаленных геномов имеет свои плюсы и минусы.
– Выходит, через 50 лет появится новая нация – евроазиаты или евроафриканцы?
– Всех европейцев сейчас около 729 млн. Было бы меньше, если бы не вторжение иммигрантов. Они, например, изменили образ однокультурной Швеции, в которой сейчас звучит сто языков. Из 9 млн. шведов каждый десятый – иммигрант, а если считать второе поколение – то каждый пятый! Светлоголовые потомки викингов начинают исчезать. Зато улучшается демографическая ситуация в стране, если под таковой считать повышение уровня рождаемости любой ценой. В 70-80-х годах обычные шведские семьи решались на первого ребенка достаточно поздно – уровень рождаемости падал. СССР развалился и “помощь” подоспела вовремя. В Германии ситуация несколько иная.
По опросам, до 70% немцев не хотят видеть своего ребенка замужем (женатого) на представителях других национальностей. Между прочим это – самый высокий показатель по Европе. Немцев умирает больше, чем рождается. Изменяются соотношения пенсионеров и молодежи – общество стареет. Но прирост населения в Германии все же есть. За счет курдов и турков, которых в этой стране два миллиона. А еще миллион – выходцы из бывшей Югославии. В бундестаге идет постоянная дискуссия, что с ними всеми делать – то ли выслать, то ли ассимилировать. Скорее всего будет избран второй путь – рабочих рук в Германии все еще не хватает.
– Соседняя Франция отличается терпимым отношением к приезжим…
– Во Франции живут 4 млн. иностранцев, так что у каждого третьего француза в первом-третьем поколении есть нефранцузские родственники. В городах на юге страны численность неевропейцев доходит до 40%. Наибольшее их число – из постколониального Алжира. Либеральные французы охотно женятся на креолках с Маврикия, из Полинезии, а также на женщинах Юго-Восточной Азии. Креолки – смесь черной, белой и желтой рас. У них большие глаза, правильные черты лица, кожа cafe au lait (кофе с молоком) и пропорции тела европеек.
Вместе с тем при смешении европейской и азиатской крови в первом поколении всегда проявляется монголоидная линия – узкие глаза, характерная структура волос. Социологи говорят еще об одном аспекте взаимоотношений белой и остальных рас – психологическом. Наличие одного небелого родителя сразу формирует (и у ребенка, и у окружающих) ощущение принадлежности к расовой группе только этого родителя. То есть даже в этом смысле белая раса выглядит достаточно незащищенной от “размывания”. Но наплыв иммигрантов в Британию усиливается – в Лондоне все больше индусов, пакистанцев, китайцев и прочих. Несмотря на ужесточение мер, желающих получить место под солнцем туманного Альбиона не уменьшается.
– Потому в Прибалтике так ръяно борются за чистоту нации? Население разделяется на граждан и неграждан. И в России черноволосые и смуглые с голубыми глазами тоже не редкость.
– В Восточной Европе ситуация менее сложная, но демография коренных жителей оставляет желать лучшего. До приезда в Азербайджан я побывала в Украине. Там еще не опубликованы результаты переписи, но уже ясно, что больше их не стало. Ну а на киевских улицах все больше восточных лиц, равно как и молодых украинок, одетых по мусульманским канонам. Рано или поздно общественно-культурные барьеры изменятся. Начнут доминировать черты наций, отличных от белой расы. Европейцы будут иметь более кудрявые волосы, как и более смуглую кожу. Скорее всего, они станут не такими высокими, так как у азиатов, например, другие пропорции тела.
– Госпожа Воленвебер, но ведь азербайджанцы, проживающие за рубежом, предпочитают создавать семью со своим соотечественниками. Не преувеличены ли опасения немцев о сохранении “истинного арийца”?
– У меня есть официальная статистика миграции из Азербайджана. За последние 10 лет отсюда эмигрировали более 300 тысяч человек в Европу. Более 80 тысяч осели в Германии. Наши провоохранительные органы сомневаются в достоверности этой цифры. Зафиксировано немало фактов незаконного проживания в Германии выходцев из вашей страны. Молодые создают семьи, у них рождаются дети. Я говорю вам о смешанных браках. Если поискать в Баку, найдутся бабушки и дедушки, у которых внуки наполовину немцы. Так что ассимиляция идет. Когда в 70-е годы турецкие гастарбайтеры хлынули в Германию, мы думали, что в силу национальных и культурных черт смещения крови не произойдет. Жизнь показала другое.
– Немецкий ученый Освальд Шпенглер в своей книге “Закат Европы” предвещал размывание биологического тела европейцев всевозможными пришельцами извне. Кажется, он был прав.
– Мои наблюдения тоже это подтверждают.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год