СП в Азербайджане придется пересмотреть свои позиции

Р.НАСИРОВ С.МУСТАФАЕВА

В одном из интервью “Эхо” Нури Ахмедов, президент азербайджано-британского СП AzEvroTel, соучредителем которого является Минсвязи с 50-процентной долей участия, сказал: “Единственное, что они (имеется в виду Минсвязи, выступившее в СП от лица государства. – Авт.) для нас сделали, – вложили в уставной капитал предприятия всего 50 тыс. долларов”.

Хотя второй соучредитель СП – LUKoil Euroрe Ltd. – до сих пор инвестировал в предприятие 16 млн. долларов, из которых 13,5 – прямые инвестиции, затраченные непосредственно на ремонт офиса, замену оборудования на АТС, расширение почти 100 станций и т.д. Остальные средства являются реинвестированием, на них было приобретено оборудование для организации транковой связи, интернет-услуг и системы DEС.

Сейас же LUKoil собирается вложить в реконструкцию АТС 32/38 и 91/94 20 млн. долларов. “И теперь в ходе приватизации Минсвязи, “не забив ни единого гвоздя”, получит 50% капитала предприятия, т.е. 10 млн. долларов”, – отметил Н.Ахмедов.

Поясним, в чем дело. В скором будущем совместным предприятиям, действующим на территории Азербайджана, придется, по всей видимости, пересмотреть свои позиции в сфере долевого участия. Это произойдет после того, как начнется процедура приватизации госдоли в СП, в том числе и телекоммуникационных, где в настоящее время продолжается уточнение долевого участия частного и государственного капитала. По словам главы Минэкономразвития Фархада Алиева, старт приватизации будет дан после того, как будут внесены соответствующие изменения и дополнения в госпрограмму приватизации в части правил приватизации СП (“Туран”).

Согласно Ф.Алиеву, в настоящее время несколько заинтересованных компаний уже проводят оценку отеля “Европа”, государственная доля которого – 51%. Однако официальный тендер на финансового консультанта будет объявлен только после внесения соответствующих изменений в госпрограмму. В МЭР несколько раскрыли эту информацию, сказав, что раньше во всех СП, созданных Минсвязи и телекоммуникационными компаниями, долевое участие сторон распределялось пр принципу: 51% принадлежал министерству, остальные 49% отдавались сопредельной стороне. Однако в течение последних нескольких лет эти компании расширили собственную часть долевого участия в уставном капитале СП, вложив в предприятия N-ую сумму денег.

Так приобретались различные технологические мощности типа современного телекоммуникационного оборудования. И на деле теперь их доля в СП больше, чем когда эти предприятия создавались. Как, например в случае с азербайджано-турецким СП “Азерсель”, уставной капитал которого изменился, и теперь соотношение “40% – госдоля, а 60% стало принадлежать турецкой стороне”. “Однако теоретически никто до сих пор не отменял ранее установленных пропорций “51% на 49%”. Отсутствуют также официально подтверждающие это новые соглашения. Вот в министерстве теперь и думают, каким образом следует эти СП приватизировать. Брать ли за основу прежние лимиты или их стоит все же пересмотреть в пользу иностранных компаний. Но, думается, все же предпочтение будет отдано первому варианту.

При этом вложенное инвесторами в СП будет отнесено к доходам предприятия. Механизм напоминает дележ “совместно нажитого” имущества. Именно этим и объясняется стремление МЭР внести в законодательную базу страны ряд поправок. Сам механизм приватизации полностью описан во II госпрограмме приватизации госсобственности. И чтобы сделать процесс максимально справедливым, в ведомстве стараются изучить аналогичный опыт других стран СНГ. Предпочтение отдается российскому варианту разгосударствления объектов телекоммуникационного сектора.

В министерстве отметили, что до сих пор еще не ясно, каким именно образом будет приватизирована государственная доля в СП. Будет ли она выноситься на инвестиционные конкурсы, денежные или чековые аукционы. Первый вариант для государства наиболее предпочтителен, поскольку на каждый объект найдется масса покупателей, и здесь можно будет взвинтить ставки до небес. Но тогда участие населения в приватизации этих объектов будет сведено к минимуму. А денежные и чековые аукционы сделают возможным участие в приватизации и мелких инвесторов. Так же до сих пор непонятно, будет ли государственная доля СП подвергнута переоценке.

Если учесть, что в последний раз переоценка госимущества в стране проводилась в 1996 году и с тех пор в связи с инфляцией балансовая стоимость предприятий претерпела сильные изменения, то приватизировать СП с учетом прежней их стоимости не совсем верно. С другой стороны, переоценка автоматически привела бы к прецеденту и поставила бы под сомнение “сбалансированность” дальнейшей приватизации. Пока неизвестно, как отнесутся к приватизации государственной доли другие телекомуникационные СП: азербайджано-израильское “Баксель-II” и азербайджано-турецкое “Азерсель”. Во всяком случае, в интервью “Эхо” глава пресс-службы “Баксель-II” Нигяр Велиева не дала четкого ответа на вопрос о позициях руководства компании относительно приватизации государственной доли.

Она лишь отметила, что теперь госдоля в СП равна 25%. По словам Н.Велиевой, компания выразит свое отношение к приватизации объекта только после того, как она начнется. От себя добавим, что, возможно, предварительный вариант приватизации, на котором пока остановил свой выбор МЭР, не совсем справедлив и ограничивает финансовые интересы иностранных компаний. Однако государству он в целом очень выгоден…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: