Расим МУСАБЕКОВ, политолог
Общим больным местом современной политической жизни и политических дискуссий стали жалобы и обвинения в двойных стандартах. Азербайджанские политики попрекают в этом Россию, которая, подавляя сепаратизм на собственной территории, одновременно поддерживает его у нас, а также в соседних Грузии и Молдове.
Россия в свою очередь обвиняет в двойных стандартах Грузию, за то, что власти этой страны не торопятся помогать Москве в борьбе с чеченскими моджахедами, якобы являющимися опасными международными террористами. Исламские страны обвиняют США и Запад в двойных стандартах, из-за того, что те по-разному оценивают действия христианских, еврейских и исламских радикалов и т.д. Перечень обвинений в двойных стандартах можно существенно расширить, включив в него взаимные претензии Индии и Пакистана, Китая и Японии, Турции и Греции, Ирана и Ирака и др.
Так что же такое “двойные стандарты” и почему они так широко распространены? Стоит ли протестовать по этому поводу и не лучше ли самим приспособиться к этой практике? Двойные стандарты проистекают из субъективизма и двойственности человеческой природы. Это хорошо иллюстрирует старый бакинский анекдот. Кратко его сюжет таков: “Встречаются две женщины и, как водится, разговорились о детях.
Одна начала бурно жаловаться на свою невестку, что та-де замучила ее сына своими бесконечными требованиями нарядов и развлечений, что взвалила на него все домашние хлопоты, заставляет выносить мусор и, о “ужас”, требует кофе в постель. Слава Богу, продолжает она, что хоть у дочери семейная жизнь сложилась. Зять выполняет все ее капризы, покупает дорогие наряды и возит по курортам, помогает по хозяйству, ходит на базар и даже подает завтрак в постель”.
Ситуация, как видим, зеркальная, а оценка прямо противоположная. И подобное встречается на каждом шагу, причем не только на бытовом, но и на политическом уровне. Помню, лет пять тому назад, будучи в США, мне пришлось наблюдать в комиссии по иностранным делам сената за тем, как наши не искушенные в международной политике коллеги жаловались на двойные стандарты в поведении официального Вашингтона. Так вот, нисколько не смутившись, наши собеседники цинично заметили, что такое в политике больших держав встречается сплошь и рядом и что эти стандарты могут быть даже тройные и четверные. Из сказанного вовсе не следует, что с проявлениями двойных стандартов нужно молча смириться и не протестовать.
Напротив, на каждый подобный факт обязательно следует реагировать, но еще более важно глубоко вникнуть в причины такого подхода, разглядеть за этим реальные интересы той или иной страны, конкретных общественных групп и политических кругов. Лишь тогда можно обнаружить внутренние политические, экономические и социо-культурные механизмы, целенаправленно воздействуя на которые можно добиться изменения практики “двойных стандартов” в желательную для себя сторону. Полагать, что двойные стандарты в обозримой перспективе будут устранены из политики, – наивная иллюзия. Однако амплитуду применения двойных стандартов можно и нужно существенно уменьшить. Мировая история движется именно в этом направлении.
Вспомним, что на заре цивилизации, когда не было ни законов, ни правил морали для дикарей, “хорошо” сводилось к тому, чтобы захватить, убить и съесть чужака, а “плохо” – когда схватят, убьют и съедят его самого. Согласитесь, что в сравнении с таким пониманием двойной морали человечество сделало гигантский прогресс. Сегодня мало кто рискнет, исходя из личностных пристрастий или государственных интересов, одобрить массовые убийства, применение насилия, лишение собственности и др. Двойные стандарты чаще проявляются в том, что политики и правительства, вынужденно осуждая что-либо, ограничиваются словесной реакцией, отказываются предпринять и поддержать действия, восстанавливающие справедливость и закон.
Это мы воочию наблюдаем в карабахском конфликте. Но такая избирательность в поведении и наличие двойных стандартов вступают в противоречие с современной действительностью. Стремительно набирающий темпы процесс глобализации актуализировал требование универсализации международного права и унификации практики его применения. Пример в этом должны подать великие державы и в первую очередь США, мощь и влияние которых налагают на них особую ответственность. Двойные стандарты, основанные на этнических, религиозных, социальных различиях, должны шаг за шагом устраняться из международной и внутренней политики. В мире, в котором стираются границы, справедливость и право также должны осуществляться без границ.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год