Т.ТУШИЕВ
Звезда мировых шахмат, 15-летний азербайджанский гроссмейстер Теймур Раджабов принимал участие в первом турнире из серии Гран-при Кубка мира ФИДЕ в Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), где занял 12-е место. Напомним, в турнире принял участие 31 сильнейший шахматист мира и чемпионка мира по версии ФИДЕ китаянка Жу Чен. Мы встретились с Т.Раджабовым сразу после его приезда в Баку и задали несколько вопросов.
– Какие задачи вы ставили на этом этапе Гран-при?
– Необходимо было выиграть первый матч-раунд, чтобы быть допущенным к следущему матч-турниру, где уже остались действительно 16 сильнейших гроссмейстеров мира за исключением Каспарова и Крамника, не играющих в соревнованиях ФИДЕ из-за конфликта с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. Далее ставилась более простая задача – сыграть как можно лучше, занять место как можно выше.
– Было ли волнение во время игры с грандами мировых шахмат?
– Конечно, я испытывал некоторое предстартовое волнение, ведь у меня нет такого опыта, каким обладали все без исключения участники 1/16 финала.
– Вы сыграли в первом матче с одним из самых сильных шахматистов мира, россиянином Александром Грищуком вничью 1:1, обменявшись ударами и проиграли ему на тай-брейке (тай-брейк – короткий матч из двух пятиминутных блиц партий для определения победителя в матче, если основной матч завершается вничью). Как вы считаете, почему был проигран тай-брейк?
– В первой партии черными я получил позицию как минимум достаточную для ничьи. Но я хотел выиграть и сыграл чересчур рискованно, азартно. Грищук очень правильно среагировал. Во второй партии тай-брейка мне необходимо было победить. Я был близок к успеху, но, к сожалению, не увидел хода, после которого мог получить значительный перевес.
– Почему происходит так, что вроде владеешь инициативой, а партии проигрываются?
– Дело в особой, известной всем “изворотливости” гроссмейстеров шахматной элиты. У них “набита” рука на такие тай-брейки – это результат громадного турнирного и матчевого опыта, который намного больше моего.
– В матче с известным украинским супергроссмейстером, вице-чемпионом мира последнего чемпионата мира по шахматам в Москве, Василием Иванчуком, вам удалось победить. Причем, по мнению большинства специалистов, победа черными фигурами одна из лучших на этом турнире. Насколько победа в этом матче была неожиданна?
– В первой партии матча Иванчук белыми фигурами попытался сыграть на “удушение” моей позиции. Я интуитивно пожертвовал ему фигуру. Последствия жертвы были неясными, защищался Иванчук очень хорошо, но тем не менее я во время партии не сомневался в своей победе и в конце концов так и получилось. Победа в матче для меня неожиданной не стала. Считаю, что пришло время обыгрывать соперников любого ранга.
– Как оцениваете поединок с индийским гроссмейстером, победителем чемпионата мира ФИДЕ 2000 года Вишванатаном Анандом?
– Обе партии матча завершились боевыми ничьими. Я проиграл опять на тай-брейке. Надо отметить, что Ананд признается самым “скоростным” игроком мира. Вторую партию тай-брейка он играл со мной просто фантастически. Я чувствовал, что это была нечеловеческая игра. Самый сверхмощный компьютер показался мне в этот момент детской игрушкой по сравнению с игрой Ананда в этой партии. Но зато мне удалось заметить и другое. В первой партии основного матча я сыграл тактически очень остро. Ананд стоял на грани поражения. В этот момент у него задрожали руки и он бросил какой-то извиняющийся взгляд в зал на свою супругу, сидящую в зале, и также эмоционально переживающую наш поединок.
– Как вы оцениваете в итоге свое выступление?
– Считаю, что сыграл нормально. Задачу-минимум выполнил и, даже перевыполнил. Получил большой опыт встреч на высшем уровне, понял над чем надо дальше работать.
– А как насчет состояния после турнира?
– Докладываю (улыбается) – психофизиологическое состояние после турнира – отличное!
– Каковы ближайшие спортивные планы гроссмейстера Теймура Раджабова?
– В конце апреля я приму участие в самом сильном по составу турнире года – EUROTEL WORLD CUP TROPHY, который состоится в Праге. Турнир пройдет также по нокаут-системе. Будет представлена вся первая мировая рейтинговая двадцатка шахматистов, включая Гарри Каспарова, чемпиона мира Владимира Крамника, экс-чемпиона мира Анатолия Карпова, Вишванатана Ананда и других супергроссмейстеров.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год