Металлические ведра “прилипли” к джазовой картине

А.МЮЗАРТГЫЗЫ

Откровенное поклонение современному искусству, полностью отреченному от любого выражения реальности, надумано преследовало состоявшуюся в выставочном салоне Союза художников выставку, посвященную памяти известного азербайджанского джазмена Вагифа Мустафазаде. Причем посвящение заключилось не только и не столько в громких словах, предвосхищающих открытие торжественного мероприятия.

Все работы были так или иначе связаны с джазовой ритмикой, абстрагируясь порой в постройки из деревянных балок, поставленных в самом центре салона. Не обошлось и без каменных изваяний, формально демонстрирующих музыкально-джазовую обработку, не вдаваясь в подробности детализации образа. Более конкретно выглядели “скульптуры, не достающие до пьедестала”, образовывая развешанные в воздушном пространстве куски деревьев, обработанные разве что художественной кистью. Подвесные “скульптуры” действительно не дотягивали до расположенной внизу подставки.

Что касается авторских работ, то, несмотря на общую тему, объединяло их, пожалуй, одно – поражающая изобретательность. Обтянутый кнутами (или канатами) квадрат практически не связан с центром работы, выражающейся в поперечном расположении кусков разбитого зеркала. “Это – равно как наложение определенной музыки на установленный квадрат”, – комментирует свое “детище” автор работы Бахрам Халилов. Кстати, “квадратная” отрешенность оказалось свойственной не только Б.Халилову.

Трансавангардист Баби Бадалов представил на сей раз огромное полотно, сложенное из разного рода тряпок, скрепленных чаще всего старыми вывороченными замками. Работа-платок тоже расположена в “офсайте” по отношению к своей рамке. Вообще, по словам самого Б.Бадалова, аппликация изображает радиостанцию будущего “Радио-Бута”, сконцентрированную на национальном искусстве. Кстати, этим работа напоминает синтез джаза и мугама, к которому впервые прибегнул Вагиф Мустафазаде. Подобно его музыке, платочек с изображением какого-то старинного европейского танца соседствует в работе с тряпичным кусочком, на котором изображена национальная азербайджанская символика – бута.

Не менее интересным явилось воплощение джаза посредством современного “арта” в интерпретации модного художника Элияра Алимирзоева, поместившего на своей золотой работе выкрашенные в этот же цвет металлические ведра.

Заглядывая во внутренность прикрепленных к картине ведер, зрители находили изображения человеческих лиц в разном душевном состоянии, и только одно ведро показывало ему (зрителю) себя, потому как его днище “кристаллизировалось” в зеркало. Для музыкантов же на картине были помещены листы из старых, исписанных музыкальными комментариями, нот. Судя по всему, в ход пошел сборник джазовых произведений…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: