М.БАГИРОВ
Дискуссию на тему изменения геополитической обстановки на Южном Кавказе затеяло вчера в пресс-клубе молодежное объединение “Сабах”. Мероприятие открыл председатель этой организации Кямран Рамазанлы, указав на процессы, происходящие в регионе, связанные с проблемой терроризма, приходом американских военных экспертов в Грузию, реакцией на это России, и обратился к экспертам с просьбой поделиться своими мыслями. Первым свой анализ представил сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде.
Он не согласен с той точкой зрения, что Россия покидает регион Южного Кавказа, а ее место займет Запад. По словам З.Ализаде, в результате 200-летней общей истории с Азербайджаном у Москвы закономерно имеются и будут иметься еще долгое время сильные позиции в нашей стране. По мнению З.Ализаде, речь не идет об имперском тяготении России к Азербайджану, а об экономических, культурных и др. связях. “И всегда Россия и Азербайджан как соседи будут близки друг к другу”, – считает он.
Другое дело, что Азербайджан открыл свои двери и для других ведущих держав и хочет строить с ними не менее доверительные отношения. Говоря о влиянии процессов, происходящих в регионе, на решение карабахской проблемы, З.Ализаде отметил, что ключи к ее решению находятся не в Москве или Вашингтоне, а в Баку. “Это проблема азербайджанского народа и последнее слово за ним”, – подчеркнул сопредседатель СДПА. По его мнению, рассчитывать на то, что эту проблему за Азербайджан решит Россия или Америка или кто-то еще, опрометчиво, поскольку “в позициях и России, и США в отношении карабахского конфликта нет кардинальной разницы”.
“Одни и те же двойные стандарты, та же самая поддержка агрессора-Армении”, – отметил З.Ализаде.
Единственное, что может спасти Азербайджан и помочь решению карабахской проблемы, по мнению главы СДПА, это демократизация, что позволит усилить позиции страны на Западе. Политолог Эльдар Намазов предложил проанализировать концепцию внешней политики Азербайджана, которой, как утверждает эксперт, сегодня нет, но иметь надо бы. Внешняя политика Азербайджана, считает Намазов, должна основываться на четырех целях: укрепление независимости и суверенитета АР, решение карабахской проблемы при условии восстановления территориальной целостности, проведение экономических реформ, построение правового государства.
По мнению политолога, от изменений, происходящих в регионе, Азербайджан только выиграет, наоборот, опасно, когда устанавливается гегемония одной державы. Э.Намазов считает единственно верной моделью поведения проведение руководством Азербайджана сбалансированной внешней политики, поскольку только она может обеспечить достижение вышеперечисленных целей. “Наши двери должны быть открыты, но войти в них сможет только та держава, которая согласится с нашими условиями – целями внешней политики”, – отметил политолог.
Вообще после 11 сентября 2001 года, отметил Э.Намазов, на пространстве Евразии складывается совершенно новая картина – образования единого тюркского геополитического пространства. Если раньше страны Центральной Азии считались ориентированными на Москву, а Азербайджан тяготел к Анкаре и НАТО, то после терактов в США ситуация изменилась. НАТО уже находится в Центральной Азии, и, по мнению Э.Намазова, имеются все предпосылки к формированию единого геополитического клуба тюркских государств. На Западе, отметил Э.Намазов, уже обратили внимание на этот момент…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год