Военное сотрудничество Азербайджана и Грузии

Дж.ИБРАГИМОВА, С.МУСТАФАЕВА

Вчера Министры обороны Азербайджана и Грузии подписали в Баку Протокол о сотрудничестве. Произошло это в ходе официального визита в Азербайджан министра обороны соседней страны Давида Тевзадзе. В качестве основных направлений в протоколе определены сотрудничество в регионе по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и сепаратизмом, вопросы хода строительства вооруженных сил обоих государств и развития сотрудничества в военной сфере.

По словам министра обороны Азербайджана Сафара Абиева, в настоящее время между странами подписано порядка 70 документов, ряд из которых имеет военную направленность. Особенно С.Абиев выделил сотрудничество в области противовоздушной обороны. Вообще обе стороны высоко оценили уровень азербайджано-грузинских отношений. Министры выразили решимость координировать усилия в рамках ГУУАМ в целях обеспечения безопасности и функционирования Евразийского транспортного коридора.

Стороны отметили необходимость сотрудничества вооруженных сил двух стран для обеспечения безопасности в системе нефте- и газопроводов и проведения с этой целью двусторонних и многосторонних военных учений. Обе стороны считают, что их сотрудничество с НАТО – одно из важнейших факторов развития вооруженных сил двух стран. Одновременно была отмечена необходимость двустороннего сотрудничества в области укрепления системы ПВО. Министры договорились также о создании не позже июля сего года двусторонней рабочей комиссии, которая должна подготовить соглашение между Азербайджаном и Грузией о сотрудничестве в военной сфере и разработать программу сотрудничества между министерствами обороны двух стран.

Абиев и Тевзадзе договорились также провести очередную встречу не позже ноября сего года в Грузии. Отвечая на вопросы журналистов, генерал-лейтенант Давид Тевзадзе сообщил, что первый этап программы реформирования вооруженных сил Грузии, как члена антитеррористической коалиции, будет завершен до конца года. По его словам, если “так называемое американское присутствие” в Грузии наблюдается с 1998 года и программа развивалась на двусторонней основе, а начиная с 2001 года этот формат стал трехсторонним (грузино-американо-турецким), то после событий 11 сентября стал вопрос подготовки Грузии как полноценного члена антитеррористической коалиции.

“На первом этапе эта программа подразумевает подготовку определенного контингента силой примерно до 4 батальонов с тем, чтобы они могли противостоять угрозам, которые Грузия может встретить у себя в ближайшем будущем”. В дальнейшем программа будет развиваться и достигнет той степени, когда Грузия сможет участвовать в миротворческой деятельности. Тевзадзе отказался назвать дату прибытия американских инструкторов в Грузию и опроверг отдельные заявления об изменении планов американских военных.

“В последнее время появились сообщения, что американцы либо передумали, либо остановили программу. Это исключается. Программа имеет временные рамки, в которых и будет осуществляться”, – сказал он. Касаясь реакции абхазской стороны на реализацию этой программы, министр обороны Грузии признал, что “реакция была неадекватной”. Вместе с тем, по его словам, на данном этапе вопрос силового решения абхазского вопроса не стоит на повестке дня у руководства Грузии. “Мы надеемся, что все мирно уляжется, однако я должен заметить и то, что очень долго мириться с сепаратизмом Грузия не собирается”, – сказал он.

По его мнению, сепаратизм в Грузии связан с процессами, которые происходят на территории бывшей Осетинской автономной области и Абхазской автономной республики. Что же касается Джавахетии, то там, скорее всего, на процессы влияет наличие иностранного военного присутствия в Ахалкалаки, где вопрос вывода российских военных баз несколько затягивается. Тевладзе отметил, что процесс вывода российских баз затягивается, и хотя причину этому “российские друзья” объясняют экономическими факторами, грузинская сторона с этим не согласна.

“Должен сказать, что нынешнее состояние баз способствует тому, что вывод разного имущества, в том числе и вооружения, не совсем находится под контролем”, – заявил Д.Тевзадзе, приведя в пример недавний случай, когда Грузии пришлось пресечь несанкционированное передвижение имущества. Между тем из результатов небольшого опроса, проведенного среди столичных граждан, стало известно, что военное сотрудничество Азербайджана и Грузии приветствуется не только на государственном уровне. На вопрос о том, какие перспективы оно может сулить республике в будущем, граждане отвечали четко и ясно: “сотрудничество с Грузией – это еще один шаг в сторону НАТО”. По их мнению, НАТО, с которым Грузия успешно осуществляет совместные проекты, – единственный выход в решении карабахского конфликта в пользу Азербайджана.

“Только так мы сможем припугнуть армян. Военный блок Грузия-Америка-Турция-Азербайджан оставит Ереван в одиночестве, которому Россия ничего не сможет противопоставить”, – считали они. Однако были и другие мнения. К примеру, Ульвия Мехтиева, студентка БГУ, считает сотрудничество Азербайджана и Грузии неуместным на фоне обострения отношений Тбилиси с Москвой. “Нам не надо делать ничего, что могло бы испортить наши отношения с Россией, поскольку ключи от решения наших проблем находятся в ее руках и никакая Америка тут не поможет.

Кроме всего прочего, я не уверена в том, что Грузия может стать для Азербайджана ступенькой на пути налаживания стратегических взаимоотношений с НАТО, так как наше государство не нуждается в таком посредничестве”. Отметим, что подобное мнение было лишь единичным фактом. Как уже говорилось выше, большей частью прослеживались тенденции в сторону азербайджано-грузинского военного сотрудничества.

Так, по мнению Солмаз Манафовой, сотрудницы НАН, военное сотрудничество Азербайджана с Грузией может открыть для Баку дальнейшие перспективы аналогичного сотрудничества с США. “Мне кажется, что в военном сотрудничестве Грузии и Азербайджана заинтересованы обе стороны. Если брать во внимание геополитический аспект, то тут обязательно следует отметить то, что наши страны являются своеобразным форпостом между Европой и Азией.

Конечно же, наличие данного аспекта делает наш регион привлекательным не только для США, но и для России. На сегодняшний день можно c уверенностью сказать, что Грузия уже определилась по поводу того, “с кем выгоднее дружить”, что, конечно же, противоречит стратегическим планам России. Я думаю, что нашему руководству также следует подумать об этом, и в дальнейшем использовать военное сотрудничество с Грузией именно в этом направлении. Что касается заинтересованности Грузии в налаживании военного сотрудничества с Азербайджаном, то надо сказать, что хорошие взаимоотношения с соседями могут стать основой для сильной военной коалиции против общего врага”.

Тахмасиб Махмудов, предприниматель, считает, что единственное, что разделяет Азербайджан и Грузию, – это религия. Однако, если в будущем страны объединят свой оборонный потенциал при поддержке США и, конечно же, НАТО, на Кавказе обозначатся две реальные фигуры, способные противостоять враждебной не только Азербайджану, но и Грузии, – Армении.

“Это вполне реально. Если бы армяне были умнее, они бы вместо того, чтобы конфликтовать, могли бы объединиться с нами и Грузией в мощный военный блок. И тогда по силе не было бы нам равных и все стали бы с нами считаться. Но наше государство сможет это сделать и без Армении. Ведь на нашей стороне еще и Турция, которая является к тому же членом НАТО”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: