НУРАНИ
В Грузии дан неофициальный старт предвыборной кампании. По информации “Интерфакс”, президент этой страны Эдуард Шеварднадзе заявил журналистам, что не намерен в третий раз баллотироваться на пост президента Грузии, даже если будут внесены поправки в нынешнюю Конституцию, запрещающую занимать этот пост более двух сроков подряд: “Я уже немолодой человек, с учетом возраста я не буду баллотироваться”, – заявил он на брифинге в госканцелярии страны.
На вопрос, “кого вы хотели бы видеть следующим президентом Грузии”, он ответил: “Сейчас рано об этом говорить, мне еще три года надо работать на посту президента, через два года я выскажу свои соображения по этому вопросу”.
До президентских выборов в Грузии еще достаточно времени, и сегодня вряд ли возможно предсказать не только их победителя, но даже примерный список кандидатов. Тем не менее подобное заявление президента Грузии, не говоря уже о вопросах журналистов, по сути дела означает, что в этой стране уже де-факто началась борьба за президентский пост, и в скором времени накал внутриполитической борьбы в Грузии тоже заметно возрастет. “Старт” предвыборной кампании дан на фоне заметного обострения грузино-российских отношений. Продолжается нагнетание напряженности вокруг российских миротворцев в Абхазии.
Как сообщил ИТАР-ТАСС представитель пресс-группы коллективных сил по поддержанию мира СНГ в Абхазии, боевики напали на три наблюдательных поста и обстреляли три резервные группы КСПМ. Как указывают в командовании КСПМ, нападение боевиков было отражено, потерь среди личного состава КСПМ нет, однако все посты миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта приведены в состояние повышенной боевой готовности.
На следующий день, 7 апреля, командующий миротворческими силами Александр Евтеев заявил, что “это была попытка провести акцию запугивания российских миротворцев”, и нападение “впервые носило столь массированный характер”: обстрел велся с 10 огневых позиций. А “представитель службы госбезопасности” непризнанной “Республики Абхазия” тут же заявил РИА “Новости”, что, как уверены в Абхазии, нападение совершили “Лесные братья” под руководством Давида Шенгелия. Еще большую пищу для размышлений дает задержание российских армейских грузовиков на территории Грузии.
Напомним: 4 апреля в районе Мцхеты были задержаны грузовики ГРВЗ. По одним данным, задержанные грузовики следовали из Тбилиси в Ахалкалаки, по другим, направлялись они на российскую военную базу в армянском Гюмри. Как утверждали представители российских войск на Южном Кавказе, документы на перевозимый груз были в полном порядке, но потом сквозь зубы признавали: на документах не было разрешительной подписи представителя минобороны Грузии полковника Ломидзе. Словом, у властей Грузии были причины опасаться, что грузовики на самом деле перевозят “левый” груз. Задержанные автомобили были препровождены в военную комендатуру Тбилиси, груз проверили и, не найдя ничего подозрительного, позволили проследовать дальше.
Тем не менее всей истории было уделено прямо-таки беспрецедентное внимание – очевидно, в Москве все еще никак не могут примириться с тем, что при перевозке военных грузов по территории Грузии следует внимательно относиться к оформлению документов, а досматривать грузовики могут не только россияне в погонах, если за рулем – “лицо кавказской национальности”, но и наоборот. Очевидно, что на Южном Кавказе вообще и в Грузии в частности началась очередная “перегруппировка сил”. Причем баланс смещается явно не в пользу России, и в Москве предпринимают все более отчаянные и опасные попытки переломить ситуацию в свою пользу.
Как показывает опыт президентских и парламентских выборов в странах СНГ, у России практически сразу же обнаруживаются “свои” кандидаты, а российские телеканалы тут же начинают открыто агитировать в их пользу.
И как минимум небезынтересно, что уже на минувшей неделе на телеканале ОРТ прошел “Документальный детектив” под красноречивым названием “Последний аргумент Нугзара Саджая”. Авторы телепередачи всеми силами стремились доказать, что председатель Совета безопасности Грузии Нугзар Саджая, возможно, был убит, а не покончил жизнь самоубийством, но в любом случае в его смерти повинны “антироссийские силы”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год