М.БАГИРОВ
Вчера появились новые подробности о закрытых слушаниях в парламенте Армении, состоявшихся в минувший четверг. По их итогам в Ереване провели пресс-конференцию министры обороны и иностранных дел Серж Саркисян и Вардан Осканян. Как наша газета уже сообщала, парламентские слушания были посвящены ситуации в Грузии и возможности ее влияния на процессы в регионе, в том числе имеющие отношение к карабахскому конфликту.
С.Саркисян, как передает “Туран” со ссылкой на армянские источники, подчеркнул, что для официального Еревана гарантией безопасности является в первую очередь как двустороннее военно-стратегическое сотрудничество с Россией, так и сотрудничество в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ).
Кроме того, глава армянского минобороны назвал гарантиями безопасности Армению и ее интеграцию в европейские структуры, многостороннее сотрудничество в рамках программы НАТО “Партнерство во имя мира” и военное сотрудничество с США. Саркисян дал понять, что официальный Вашингтон выступает за усиление военного сотрудничества с Ереваном и “заверяет, что армяно-американское военное сотрудничество не будет подменять военно-стратегическое сотрудничество Еревана и Москвы”.
Комментируя приход американских сил в Грузию, Саркисян не исключил, что в будущем американское военное присутствие в Грузии будет заменено на турецкое. Проникновение Турции в Грузию было бы “крайне нежелательным”, отметил глава армянского минобороны. Глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что на сегодня наиболее надежным союзником США в регионе Южного Кавказа является Турция, и ее присутствие в регионе будет “весьма нежелательным, если не удастся установить дипломатических отношений с Анкарой”. При этом он выразил уверенность, что усилиями партнеров Армении, и прежде всего США, удастся предотвратить появление новых разделительных линий в регионе.
Примечательно, что глава армянского МИД отметил, что в ближайшем будущем в основу внешнеполитического курса официального Еревана ляжет активизация диалога с Анкарой. “Армения попытается приложить усилия для достижения положительного сдвига в отношениях с Турцией, так как турецкий фактор приобретает все большую значимость в регионе Южного Кавказа”, подчеркнул министр. Говоря о взаимоотношениях Армении и России, Осканян указал на некоторые “пробелы” в двусторонних отношениях и что эти пробелы могут быть “компенсированы” за счет сотрудничества Армении с США, тем более, что официальный Вашингтон в этом заинтересован.
При этом глава МИД отметил, что Армения и впредь будет проводить внешнеполитический курс, основанный на принципе взаимодополняемости. “Это дает возможность Еревану минимизировать угрозу при любом развитии ситуации в регионе”, – подчеркнул министр. Говоря о позиции Армении касательно карабахской проблемы, В.Осканян сказал, что она остается неизменной с 1998 года и состоит в том, что Карабах никогда не входил и не будет входить в состав независимого Азербайджана. “Противоречивым” назвал заявление главы МИД Армении насчет желания наладить диалог с Анкарой бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров. “С одной стороны, декларируется желание улучшить отношение с Турцией, а с другой стороны, декларируется неизменность позиции по армяно-азербайджанскому конфликту.
А, как известно, причиной таких взаимоотношений, которые сложились с Турцией, как раз и является нежелание Армении освобождать оккупированные азербайджанские территории”. Как считает экс-министр, заявление В.Осканяна является отражением того факта, что Армения “озабочена тем, что она все больше и больше остается из-за своей экспансионистской политики вне интеграционных процессов, которые идут в регионе”.
Комментируя заявления главы армянского минобороны С.Саркисяна о том, что Армения гарантиями своей безопасности рассматривает как военное сотрудничество с Россией, так и с США, Т.Зульфугаров отметил, что “с учетом неурегулированности армяно-азербайджанского конфликта любые формы сотрудничества и обеспечения безопасности Армении означают всего лишь потакание агрессору, который продолжает удерживать под оккупацией территории соседнего государства”.
По словам бывшего главы азербайджанского МИД, существуют резолюции Совбеза ООН, которые “ясно и недвусмысленно говорят о том, чтобы все государства воздержались от поставок вооружений в регион конфликта и, по сути дела, любое военное сотрудничество с Арменией означает нарушение этих резолюций”… По мнению пресс-секретаря азербайджанского МИД Метина Мирзы, проведение закрытых слушаний в армянском парламенте связано с осознанием того факта, что Армения осталась в стороне от процессов, происходящих в регионе, связанных с экономической интеграцией, и “с каждым днем, с каждым часом” все более и более отстает от своих соседей. Кроме того, в самой Армении, отметил М.Мирза, нет единства по вопросам внешней политики.
“Там есть радикально настроенные политические силы, которые всегда оказывали отрицательное влияние на процесс урегулирования конфликта – будь-то в вопросе компромиссов или каких-то конструктивных шагов”, В качестве подтверждения М.Мирза называет факт отстранения от власти президента Левона Тер-Петросяна, теракта в армянском парламенте. Как считает М.Мирза, парламентские слушания преследовали цель сформировать единую позицию в вопросе – как обеспечить развитие Армении в современных условиях. То, насколько эта задача была выполнена и можно ли говорить о возможности позитивных изменений во внешней политике Армении, пресс-секретарь МИД Азербайджана комментировать не стал, посоветовав дождаться выступлений армянских депутатов…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год