Основа национального консенсуса

Рауф Талышинский

Слава Богу, дождались, начала вырисовываться база для столь долгожданного общенационального консенсуса – прессу начала ругать и оппозиция. Никаких обид, просто хочется зафиксировать факт – для истории. До сих пор пальму первенства по части разоблачения журналистов удерживали близкие к правительству депутаты. Главный их тезис – пресса продалась оппозиции и выполняет заказ последней, очерняя радужную действительность и подзуживая людей, которые не могут на эту действительность нарадоваться.

На этой неделе лидеры левой оппозиции устами главного социал-демократа Араза Ализаде внесли ясность. Оказывается, пресса продалась, но не всей оппозиции, а только правой, которую спонсируют Соединенные Штаты. И потому эта спонсируемая пресса натравливает народ на Иран и Россию. А еще чуть раньше правая оппозиция в лице башкана “Мусават” Исы Гамбара высказалась в том смысле, что пресса именно куплена, но не оппозицией, а наоборот, властями и потому скрывает истинные масштабы грандиозного противостояния, имевшего место на последнем митинге.

Круг, таким образом, замкнулся. И ошалев от такого количества покупателей, пресса ходит по этому кругу, подволакивая ноги от голода. Станислав Ежи Лец когда-то остроумно подметил: “Труднее всего обстоит дело с правдой тогда, когда правдой может оказаться все”. Я далек от того, чтобы защищать всех своих коллег, невзирая на лица – в семье не без урода в конце концов. Но не могу избавиться от ощущения, что в продажности и ангажированности прессу обвиняют именно тогда, когда она сообщает правду.

В одном случае поводом для этого становятся публикации о коррупции, которой у нас, конечно же, нет, а виллы строятся на средства, вырученные от сдачи пустых бутылок. В другом случае, если бы прессе удалось не заметить иранские военные корабли и самолеты в пределах наших границ, возможно, возмущение социал-демократов было бы не таким пламенным. А с митингами дело обстоит вообще просто. В этом случае есть волшебная цифра “6”. Если количество митингующих на эту цифру умножить, то правдивой и непредвзятой газету считает оппозиция, если разделить, – власти. Самое опасное – не делать ни того, ни другого. В этом случае будешь наймитом оппонента того, кто в данный момент дает пресс-конференцию.

Кстати, если уж зашел разговор о покупках и продажах. Любопытно: во всех странах, которые принято называть развитыми, средства массовой информации – такой же предмет купли-продажи, как универмаги, заводы, банки и футбольные клубы. На фондовой бирже можно купить акции, например The New-York Times, можно (теоретически, конечно, если хватит денег) купить их очень много и получить таким образом контрольный пакет.

Недавно корпорация Time Warner купила на корню знаменитую телекомпанию CNN. А вслед за этим другая корпорация America-on-line приобрела уже Time Warner вместе с СNN. Ни у кого это удивления и уж тем более возмущения не вызывает, как у нас, например, (к счастью) никто не видит политического подтекста в покупке или продаже магазина или автомастерской.

Весь вопрос в том, для чего покупают. В одном случае для того, чтобы приобрести прибыльный бизнес. Но тогда врать как раз невыгодно, поскольку люди в большинстве своем предпочитают, если получать информацию, то правдивую. Но допустим, кто-то хочет купить именно для того, чтобы людям врать (или если это выражение представляется грубым, могу употребить другое – вести политическую борьбу). Но тогда главные претензии к тем, кто покупает и такую задачу ставит, а они, между тем, как правило, и есть самые записные разоблачители прессы.

Хотя, может быть, я и не прав, и все дело в том, что журналистам, так же, как и политикам, тоже не хочется слышать о себе ничего плохого. А услышав, проще задуматься не о том, прав ли говорящий, а о том, нет ли каких-нибудь темных мест в биографии его тещи.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: