Дж.ИБРАГИМОВА
Предварительные результаты Экотоксикологического проекта (Экотокс) были обнародованы на пресс-конференции, состоявшейся вчера в отеле “Хаят Редженси”. Проект, ставящий своей целью изучение состояния живой среды Каспийского моря, был начат в 1999 году. А его осуществление Каспийской экологической программой стало возможным благодаря финансовой поддержке Всемирного банка по линии Японского фонда глобальных исследований. Бюджет проекта превысил 1 млн. долларов.
Основные усилия как региональных, так и международных экспертов, участвовавших в Экотоксе, были направлены на изучение трех наиболее серьезных проблем Каспия: массовая гибель тюленей, резкое уменьшение популяции осетровых и снижение популяции промысловых пород рыб.
По словам менеджера проекта доктора Дэвида Обри, все проблемы Каспия связаны с химическим загрязнением моря, активным антропогенным вмешательством и хроническими вирусами, поражающими каспийского тюленя и рыб. Так, в ходе проекта было установлено, что основной причиной массовой гибели каспийского тюленя в период с 2000 года по настоящее время является вирус “собачьей чумки”. Этот вирус был обнаружен в ряде регионов земного шара, в том числе и у домашних животных.
В случае поражения этой болезнью в большинстве случаев животное погибает. А потому наиболее действенным методом предотвращения заражения животного этим вирусом считается вакцинация. Однако если б вакцинация домашних животных не представляет особого труда, то тюленя привить практически невозможно. “Лучшим способом предотвращения заражения видами вирусов является исключение факторов, ослабляющих иммунитет животных. Это и есть наша задача”, – говорит специалист по тюленям Сьюзан Вильсон.
Каспийский тюлень, впрочем, как и другие виды морских животных и рыб, не погибал бы в таком количестве, если бы у него был стойкий иммунитет. Ослаблению иммунитета тюленей, по словам ученых, способствуют сильнейшие химические загрязнения морской воды. Со сточными водами и водами рек в Каспий попадает огромное количество используемого в сельском хозяйстве химического вещества – ДДТ. В частности, на побережье Дагестана это вещество, несмотря на запреты, продолжают активно использовать в борьбе против саранчи.
Со сточными водами ДДТ сбрасывается в Каспий, а затем в виде смертельной дозы попадает в организм тюленей. Исследования в ходе проекта Экотокс показали большую концентрацию этого вещества в тканях погибших животных. С 2000 года по настоящее время, по данным эскпертов Экотокса, погибли около 30 тысяч особей. Только 6 тысяч были выброшены на побережье Азербайджана. Помимо вирусов, большое количество тюленей погибает и в браконьерских сетях.
Что касается осетровых, то уменьшение их популяции также в значительной мере связано с изменением структуры воды, т.е. ее сильным загрязнением. В числе других причин специалисты называют браконьерство и улов, превышающий квоты. Практически то же самое относится и к гибели промысловых пород рыб. По словам эксперта Экотокса Игоря Митрофанова, вобла, бычки и килька гибнут по всему Каспию.
“В ходе проекта мы изучали и сравнивали чувствительность отдельных видов рыб к негативному влиянию среды. Оказалось, что наиболее чувствительной является килька. Именно она и гибнет в большом количестве”, – говорит эксперт от Казахстана И.Митрофанов. Ну а негативных влияний сегодня на Каспии предостаточно. Помимо уже перечисленных выше, это еще и нефтяные загрязнения, ставшие характерными не только для районов нефтепромыслов. От нефтяных загрязнений уже страдает весь Каспий.
Интересен тот факт, что самой загрязненной водой в ходе проведенных исследований был признан азербайджанский сектор Каспия. Морские экспедиции показали, что уровень донных отложений на юге Каспия значительно выше, чем на севере. У экспертов проекта сегодня не хватает данных по туркменскому сектору Каспия.
До начала исследовательских работ Каспийской экологической программе не удалось получить разрешения на вход в территориальные воды Туркменистана. Работы по проекту Экотокс планируется продолжить. Однако более точная информации по этому вопросу менеджером проекта доктором Добри представлена не была.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год