Т.АНСАРИ
В столице Молдовы Кишиневе продолжается круглосуточная акция протеста оппозиции. Митинги здесь начались еще 9 января, когда оппозиционная христианско-демократическая народная партия (ХДНП) выступила против “реформы школьного образования”, выразившейся во введении обязательного изучения русского языка и замене “Истории румын” на “Историю Молдовы”.
Теперь, похоже, противостояние достигло своего пика. 2 апреля состоялись первые за три месяца протестов переговоры между митингующими и властью. Поддержать делегатов, направившихся в здание парламента на переговоры с представителями президента, пришло так много людей, что вечером 2 апреля автомобильное движение в центре города оказалось парализованным. Однако шанс разблокировать ситуацию был упущен.
Лидер фракции правящей коммунистической партии Молдовы Виктор Степанюк еще 1 апреля заявил, что, мол, “один процент населения”, собравшийся на площади у парламента, не может диктовать свою политику государству, а создание оппозицией Совета по защите демократии назвал “абсолютным фарсом”. После чего предложил лидеру ХДНП Юрие Рошке собрать необходимые 200 тысяч подписей для проведения референдума по вопросу об отставке нынешних властей Молдовы. После того, как власть отклонила требования оппозиции, митинг стал круглосуточным. Как указывают масс-медиа, в ночь со 2 на 3 апреля на площади перед парламентом находились как минимум 3 тысячи человек.
А утром митинги возобновились с новой силой. Палатки и звукоусилители уже находятся не на площади перед парламентом. а переместились на проезжую часть улицы между парламентом и президентским дворцом. Лидер ХДНП Юрие Рошке говорит об “историческом выборе Бессарабии”, ораторы обращаются к участника митинга как “братья румыны”, а в ответ на площади звучат лозунги “Долой коммунистов!”, “Коммунистов – в могилу!” и т.д. Словом, происходящее более всего напоминает семнадцатидневный митинг на площади Азадлыг в Баку осенью 1988 года – теперь дата его начала, 17 ноября, отмечается как официальный государственный праздник – День национального возрождения.
Власти, как указывают масс-медиа, не предпринимают никаких попыток “пресечь несанкционированный митинг”. И хотя разговоры о “моральной капитуляции” режима Владимира Воронина как минимум выглядят явным преувеличением, очевидно, что официальные власти в Молдове чувствуют себя неуверенно и явно опасаются “раскачивать лодку”.
Однако не исключено, что официальный Кишинев пытается взять на вооружение “беларусский метод” – “тихое устранение” оппозиционных политиков. Во всяком случае, около двух недель назад пропал без вести Влад Кубряков – депутат парламента Молдовы от той самой христианско-демократической народной партии. Всеобщий розыск Кубрякова был объявлен буквально накануне, а 2 апреля МВД Молдовы даже заявило о том, что за информацию об исчезнувшем депутате установлено денежное вознаграждение, хотя и не обнародовало его суммы.
А руководитель пресс-службы МВД Молдовы Кирилл Моцпан заявил, что в настоящее время розыск депутата уже ведется за границами республики, в том числе в розыскные мероприятия включились оперативные службы Румынии и Украины. Однако достоверных сведений о его судьбе нет, а исчезновение депутата произошло на столь своеобразном фоне, что это не может не вызывать подозрений.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год