Гуляние азербайджанской оппозиции

Н.АЛИЕВ

Широко разрекламированный митинг Движения объединенной оппозиции в минувшую субботу действительно выдался на славу, пройдя в атмосфере взаимного нанесения друг другу побоев. Смущало одно – на “объединенную оппозицию” участники акции похожи не были. Но обо всем по порядку.

По сообщению Главного управления полиции Баку, в ходе разгона акции задержано свыше 30 человек. Им инкриминируются “незаконные действия, сопровождаемые грубым нарушением общественного порядка, сопротивление и нанесение телесных повреждений сотрудникам полиции”. По данным полиции, в ходе столкновений пострадали 15 сотрудников полиции.

Что касается манифестантов, то количество пострадавших исчисляется десятками. После акции лидер партии “Азадлыг” Ахмед Орудж, как передал “Туран”, сообщил, что в митинге приняли участие 8-10 тысяч человек. Полиция же считает, что действовало несколько групп по 100-150 человек. По наблюдениям наших корреспондентов, данные правоохранительных органов ближе к истине. В целом, по нашим оценкам, количество протестующих достигало почти 2 тысяч.

НАЧАЛО

По уже укоренившейся традиции раньше всех к несанкционированному митингу начали готовиться власти. Все подходы к площади Физули были заблокированы полицией задолго до запланированной на 16.00 акции. Количество сотрудников правоохранительных органов было настолько велико, что даже возникали сомнения: а придет ли столько митингующих (впоследствии эти сомнения подтвердились)?

В касках, шлемах, с щитами и без полицейские взводы, казалось бы, перекрыли все возможные пути попадания на заветную площадь. Как признался один из сотрудников правоохранительных органов, к месту будущей акции оппозиции стянули силы полиции практически со всех районов Баку: Ясамальского, Сабаильского, Бинагадинского и др.

Стоять несколько часов без дела, да к тому же под солнцем (днем в субботу было тепло), полицейским было не с руки. Плюс к тому несметное число журналистов, бродивших по площади Физули и примыкающим улицам, провоцировало на браваду. До 15.30, к удовольствию представителей СМИ, бравые полицейские организовали несколько зачисток на прилегающих к площади дорогах. При этом появились первые задержанные из числа потенциальных возмутителей спокойствия. Арест этих людей не остался незамеченным “мониторинговой группой” правозащитников, которые записывали их имена. Но воспринималось все происходящее скорее как прелюдия.

“ВЫСАДКА ДЕСАНТА”

За минувшие годы отечественная полиция весьма поднаторела в борьбе с демонстрантами, которые хотят выкрикивать свои лозунги в неразрешенном месте. Но менялись стратегия и тактика и митингующих. В 2000 году был апробирован метод “внезапного десанта” на площадь Физули. Его разработчиками были как раз члены Демпартии, участвовавшие в акции и на этот раз. Суть удачно апробированной идеи заключалась в следующем: близ станции метро “28 Май” демократы садились в автобусы, стоящие там на своей конечной остановке.

Заполнив 2-3, а то и больше (как правило, это был маршрут N145), водители которых вынуждены были отправляться в путь, так как транспорт заполнялся людьми, платившими за проезд, демократы доезжали до заветной площади. Там происходила высадка: несколько сотен людей выскакивали из больших автобусов и начинали скандировать “Истефа!” (“Отставка!”).

После 2000 года такие варианты уже не проходят. Не удается протестующим повторить и “рекорд” 12 сентября 1998 года, когда улицы Баку близ станции метро “Сахил” были больше похожи на сектор Газа: тогда неизвестно откуда появились камни, количество которых не заканчивалось и которыми без устали забрасывали полицейских. Но воображение человека не знает пределов.

16.00

Несмотря на “зачистки” полиции, количество людей, бродящих близ кордонов, не уменьшалось. Многие из них, а скорее даже большинство, были местные жители, пытающиеся попасть к себе домой, в оцепленную зону. Некоторые бродили в поисках своего автобусного маршрута (движение транспорта с 15.00 менялось несколько раз, причем самым необъяснимым образом). Оставшиеся были временно затаившимися оппозиционерами. Двигались они, казалось, беспорядочно.

Однако ровно в 16.00 раздался неизменный в последнее время клич оппозиционеров: “Истефа!” . С улицы Ислама Сафарли в направлении полицейского кордона двинулась организованная группа людей. Как им удалось организоваться – сказать сложно. Но если примерно 100-150 митингующим удалось бы прорваться на улицу Басина, к которой примыкает ул.Сафарли, то они бы оказались в непосредственной близости от пл. Физули.

Организующим ядром первой “атаки” была автомашина черного цвета, принадлежащая лидеру партии “Мусават” Исе Гамбару. Сам оппозиционер находился в группе атакующих практически до столкновения с полицией. Напор и агрессивность мусаватистов были настолько сильны, что ринувшиеся в атаку полицейские, устрашающе ударяющие по своим щитам, а потом и головам оппозиционеров (пострадали даже журналисты), оказались смяты, а затем и отброшены назад.

На земле остались окровавленные платки, фрагменты шлемов, а жители окружающих домов с удовольствием выхватывали из суматохи щиты полицейских. Вообще общественной поддержкой в подавляющем большинстве случаев демонстранты успешно пользовались. Их даже обеспечивали подручной медпомощью.

Вторая волна экстренно пришедших на подмогу нескольких взводов полицейских оттеснила мусаватистов. А черная машина башкана “Мусават” едва не изменила свой цвет, приняв на себя несметное число ударов дубинками.

Примерно в это же время, как рассказали коллеги, попытались прорваться на площадь Физули группы муталибовцев и представителей других партий.

Интереснее всех поступали члены Демпартии. На открытое столкновение с полицией демпартийцы старались не идти, в отличие от своих коллег по “объединенной оппозиции”. С криками “Истефа!” молодежь и женщины ДПА пошли на полицейские кордоны через 30 минут после побоища, учиненного мусаватистами. Однако метров за 20-30, когда полиция решила перейти в контратаку, сторонники Расула Гулиева бросились в рассыпную, не переставая, впрочем, сообщать жителям окружающих домов о своих политических пристрастиях лозунгами “Истефа!” и “Расул бей!”.

В дальнейшем искушенные уличной борьбой члены ДПА продолжали придерживаться такой же тактики. При этом в рядах митингующих демпартийцев были замечены функционер ДПА Нуреддин Мамедли и редактор газеты “Хуррийят” Айдын Гулиев. Недалеко от них появлялись и другие функционеры партии.

Митингующие выкрикивали различные лозунги, которые зависели от партийной принадлежности протестующих. Но были и два общих: “Истефа!” и “Гейдар, уйди!”.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Завершалась акция у Дворца “Республика”. Там митингующие пошли в последний безуспешный штурм на ряды полиции. Затем их рассеяли по всему центру города. Вообще же, исключая моменты яростных сражений, все происходиышее было похоже на народное гуляние. Удовлетворены были даже многие полицейские (исключая тех, кто получил ранения) и почти все оппозиционеры (некоторые из них, считающиеся ветеранами, пришли чуть ли не с семьями). Но были и

ПОСТРАДАВШИЕ

На месте задержали десятки людей. Были среди них и те, кто оказался в поле зрения полиции случайно. Во всяком случае, так уверяли их родственники (обычно женщины), заявлявшие, что глава семейства, отправленный в участок, “шел домой” или “в магазин”.

Еще больше жаль водителей различных “маршруток”, которые оказались в нужном для полиции месте в нужное время. Их снимали с маршрута, заставляя отвозить в отделения задержанных. Таких случаев было масса.

РАДИ ЧЕГО?

Во время акции была оцеплена не только площадь Физули. Небольшие наряды полиции власти отправили и на “мечту” всех демонстрантов – площадь Азадлыг. Значит, вариант беспорядков в “неконтролируемых местах” также не исключался. Да и вообще, беспорядка и сбоев было больше именно из-за того, что полиция пыталась воспрепятствовать проведению акции. О столкновениях в Баку сообщили многие мировые СМИ, а значит, негативная реакция обеспечена.

Зачем это нужно и кому? Если бы власти согласились санкционировать акцию на пл. Физули, все обошлось бы небольшим перебоем в движении транспорта (который и так произошел). Но не было бы такой шумихи.

Ну а “объединенная оппозиция”, если так желала митинговать, вполне могла сделать это в месте, разрешенном властями. На это, кстати, шли многие оппозиционные партии и в СМИ эти акции успешно освещались.

На компромисс никто не пошел. А значит, и в будущем повторение субботних событий не исключено.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: