НУРАНИ
Лидер карабахских сепаратистов Аркадий Гукасян продолжает свой визит в Париж. Как передает армянский сайт PanArmenian, Гукасян провел переговоры с рядом высокопоставленных сотрудников внешнеполитического ведомства Франции. Кроме того, он дал интервью агентству “Франс Пресс”, в котором заявил, что в перспективе видит Карабах частью Армении. По его словам, за семь лет, прошедших после войны, сформировались новые реалии, которые нельзя не учитывать. По сведениям агентства “Медиамакс”, “президент Нагорного Карабаха” намерен в ближайшее время посетить также столицы двух других государств, председательствующих в Минской группе, – Москву и Вашингтон.
МИД Франции сам факт встречи подтвердил, однако отделался стандартной формулировкой: никакого официального приглашения ему не направлялось, а встреча носила “информативный” характер. Тем не менее посольство Азербайджана во Франции заявило протест.
Нынешний вояж Гукасяна в Париж – это далеко не первая зарубежная поездка лидеров карабахских сепаратистов. Как правило, в те дни, когда власти Баку просили по такому поводу разъяснений, то в ответ получали стандартную формулировку: речь идет о частной поездке частного лица, а не государственном визите, и усматривать тут “признание независимости Карабаха” не стоит.
И в это можно было бы поверить, если бы Аркадий Гукасян встретился с лидерами местной армянской общины, побывал в гостях у Шарля Азнавура и посетил какой-нибудь “фонд кавказских исследований” и т.д. Но лидера сепаратистов, если верить масс-медиа, принимали в МИД Франции. А это уже серьезно. По сути дела, лидер карабахских сепаратистов Аркадий Гукасян создал прецедент, продемонстрировав, что и его могут принимать в высоких кабинетах МИД страны – сопредседателя МГ ОБСЕ.
Очевидно, что выбор места и времени создания этого прецедента, потенциальную опасность которого для всего процесса урегулирования трудно переоценить, вряд ли был случайным. Во Франции стартовала предвыборная кампания, и накануне общенационального плебисцита правительству страны не хочется обострять отношений с местной армянской общиной. Так что у Аркадия Гукасяна, откровенно говоря, были причины рассчитывать на успех своей миссии.
Но вместе с тем Франция – это еще и один из крупнейших экономических партнеров Азербайджана, занимающий первое место по инвестициям в ненефтяной сектор и располагающий солидными позициями в нефтяном. В эти же дни Франция торжественно отмечает десятилетие установления дипломатических отношений с Азербайжаном. То есть сам факт наличия у Франции серьезных интересов в Азербайджане вряд ли стоит подвергать сомнению.
Но если наличие у Франции серьезных интересов в Азербайджане не мешает “мидовским” чиновникам принимать у себя Аркадия Гукасяна, то это говорит только об одном: завоевывая таким образом голоса местных армян на выборах, Франция может не опасаться за свои интересы и позиции в Азербайджане, и власти Азербайджана, уже не раз доказавшие свою “готовность к компромиссам”. если и отреагируют на события, то весьма сдержанно. И, как показывает реакция официального Баку, расчет этот, к нашему стыду, оправдался.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год