Х.ИСМАЙЛОВА
В субботу ПНФА провела митинг, массовость которого, возможно, стала сюрпризом для многих. В преддверии митинга дискредитирующие партию материалы печатали не только проправительственные, но и оппозиционные газеты. В промусаватской прессе утверждалось, что ПНФА проявляет лояльность к властям, что в организации реформаторского митинга участвуют власти, а правительственные круги начали обширную кампанию против лидера партии Али Керимли, в частности через идею создания “Объединенного Народного фронта”.
В этой кампании, наряду с некоторыми “классиками”, приняли участие и отдельные представители “реформаторского” крыла, в частности секретарь Центральной избирательной комиссии Гудрат Гасангулиев. Он тоже оказался одним из тех, кто предрекал провал акции, считая, что после раскола партия теряет силы.
Тем временем лидеры Народного фронта готовились к массовой акции протеста с социальными требованиями, по ходу дела отвечая на нападки. Накануне митинга Али Керимли ответил всем недоброжелателям в лице властей и коллег из оппозиции, обещав, что партия покончит с традицией безлюдных собраний, устойчиво продолжающихся в среде оппозиции уже год.
В итоге на митинг ПНФА собралось больше народу, чем на акции, инициаторами которых выступали более двадцати партий. Причем сравнение можно провести не только с акциями оппонирующих оппозиционных сил. Через год после парламентских выборов на призыв ПНФА отозвалось в полтора раза больше народу, чем на предвыборный митинг этой же партии. Это указывает прежде всего на то, что даже через год после раскола (он произошел как раз накануне выборов 2000 года) ПНФА – массовая политическая сила. Парламентская франкция оправдала доверие тех, кто год назад поверил и вышел на улицы в защиту этой команды.
По мнению наблюдателей, в митинге, по скромным расчетам, участвовало около 8000 человек. Организована акция тоже была на высоком уровне. Оргкомитет отнесся с большим вниманием к музыкальному оформлению. На площади перед бывшим кинотеатром “Гэлэбэ” звучали марши османской армии. Открылась акция традиционно гимном Азербайджана, а завершила митинг увертюра к опере “Кероглу” Уз.Гаджибекова. Этому ведущий митинга придал особое значение, сказав, что акция закрывается, но она всего лишь увертюра в борьбе с властями за работу, хлеб и Карабах.
Народ, собравшийся на митинг с социальными требованиями, не без участия организаторов акции плавно перешел к лозунгам об отставке. Это и может служить ответом на доводы лидеров “Мусават”, которые указывали на отсутствие лозунга “Отставка”, обвиняя реформаторов в лояльности к власти.
Выступления отличались радикальностью. Все, без исключения, отметили, что для решения проблем безработицы, бедности и оккупации Карабаха необходимо добиться прихода к власти демократических сил. Али Керимли в своем выступлении особо отметил бессилие властей в решении карабахской проблемы. “Министр иностранных дел возмущается по поводу того, что ОБСЕ не признает территориальную целостность Азербайджана. А знаете, на что опирается эта организация? На Лиссабонский саммит, праздновать итоги которого заставили весь народ. Еще тогда мы говорили, что это полный провал. Ведь наша делегация во главе с Гейдаром Алиевым не смогла добиться принятия документа о территориальной целостности на этом саммите. Вот к чему привела неумелая дипломатия азербайджанских властей”, – отметил А.Керимли.
Говоря о сопротивлении, которое правительство оказывает международным структурам, требующим проведения демократических реформ, А.Керимли затронул тему политзаключенных. “Почему этих людей кто-то должен был помиловать. Почему невинные люди должны сидеть в тюрьмах 7-8 лет, чтобы потом быть освобожденным по чьей-то милости?”, – заявил лидер ПНФА.
Али Керимли сообщил о том, что накануне митинга были арестованы лидеры Абшеронской и Уджарской районных организаций ПНФА. По пути в Баку, на площадь, где был организован митинг, были остановлены автобусы, следующие из Алибайрамлы, Саатлы, Сабирабада, Девечи, Агсу, Мингячевира и т.д. Кроме того, чтобы помешать успешному проведению акции, была подстроена “задержка” в метрополитене. Состав, следующий на станцию “Иншаатчылар”, поблизости от которой и находится бывший кинотеатр “Гэлэбэ”, пришел с опозданием на 40 минут…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год