“Мусават” мешает интеграции оппозиции?

Р.ФАТАЛИЕВ, У.ИСМАИЛГЫЗЫ

16 марта ПНФА намерена провести митинг на площади “Гэлэбэ”. Этот митинг, еще не состоявшись, уже достаточно нашумел, хотя бы из-за того, что вокруг него развернулась кампания в оппонирующих ПНФА кругах. Партия и ее лидер подверглись жесткой критике со стороны коллег из партии “Мусават”. Мусаватисты, напомним, считают, что власти помогают ПНФА в организации этой акции. ПНФА в свою очередь обещает покончить с роком “безлюдных митингов”, который преследует все последние акции протеста оппозиции. Как намерена партия добиться этой цели? Об этом беседа с председателем ПНФА Али Керимли.

– Почему ПНФА проводит митинг с традиционными требованиями “Работа! Хлеб! Карабах!”, в то время как другие оппозиционные партии предпочитают другой лозунг: “Отставка”?

– Мы еще в прошлом году приняли решение о проведении массовых акций в марте этого года. Мы считаем, что социальное, экономическое положение в стране катастрофическое, не решена проблема Нагорного Карабаха. За всеми этими проблемами стоит нынешняя власть. Поэтому мы стремимся к смене нынешней власти, проведению демократических выборов. Но и сейчас мы понимаем, что свергнуть нынешнюю власть можно только силой народа. Поэтому кроме всего прочего мы призываем народ Азербайджана бороться за свои права, не оставаться непричастным к своей судьбе. Если мы сможем привлечь к борьбе за свои права десятки или сотни тысяч людей, то после некоторых акций протеста они поймут, что нынешняя власть должна уйти.

Нынешние же акции протеста нашей оппозиции не находят поддержки со стороны общества. Мы не собираемся призвать массы к тому, чтобы они боролись за нас. Они в первую очередь должны бороться за себя и за свои права. Как боролись за свои права в Шеки, Нардаране, Неграме… Мы хотим, чтобы весь Азербайджан был “Шеки”, “Нардараном”, “Неграмом”. Для этого надо провести общереспубликанский митинг. Митинг тех, кто остался без работы, митинг тех, кто не получает месяцами зарплату…

– Ваши оппоненты утверждают, что акция ПНФА поддерживается властями…

– Они хотят сказать, что властям нравится, когда тысячи, десятки тысяч людей идут на митинги против них? Это на самом деле продукт больного воображения. Разве мы не говорим, чтобы этой власти был положен конец, разве мы не требуем начала кампании за отставку властей? Мы избрали такую тактику, при которой эта власть действительно может “уйти”. Как это было в 1993 г., когда Аяз Муталибов ушел со своего поста в результате развернутой НФА борьбы.

– Обвинения ваших оппонентов сопровождаются прогнозами о том, что союзники скоро вас покинут. Кстати, нередки и заявления о том, что именно АМИП помогает вам организовать эту акцию…

– Мы в скором времени проведем совместные акции с некоторыми другими партиями. Что касается дезинформации наших оппонентов, то они начали очень часто себе противоречить. То они пишут, что в ПНФА от каждого члена партии требуют привести на митинги 10 родственников, то говорят о том, что митинги для нас устраивают партии АМИП и “Милли Истиглал”, в третий раз утверждают, что наши акции протеста финансирует провительство. За всем этим стоит одна цель: дискредитировать ПНФА, зная силу нашей партии. Нельзя опускаться до лжи, даже если проигрываешь борьбу с оппонентами.

– Но вы допускаете, что в дальнейшем вы сможете объединить усилия со своими нынешними оппонентами в оппозиции?

– Я думаю, что развернутая партией “Мусават” и газетой “Ени Мусават” кампания серьезно ухудшила отношения внутри оппозиции, которая фактически разделилась на два лагеря. В конце февраля прошла встреча, которую СМИ назвали встречей “пятерки”. На ней обсуждалась возможность проведения совместных акций протеста, об этом шла речь и на заседаниях Демконгресса. В ответ близкие к “Мусават” силы также начали проводить встречи. Это тоже не способствовало объединению оппозиции. Тем не менее не исключен такой вариант: два оппозиционных лагеря проводят акции протеста, а затем просто координируют свои действия.

– Но ведь митинги проводятся с различными требованиями…

– Я еще раз говорю о выбранной нами тактике. Мы за то, чтобы оппозиция сначала объединялась с народом, выдвигала его требования, старалась отвечать интересам народа, начала борьбу, ставя во главу угла проблемы народа, поднимая вопрос о смене власти.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: