Важные факторы для необходимого развития науки в Азербайджане

А.Гаджиев, член Милли меджлиса, доктор физико-математических наук, профессор

Много лет назад на воротах всемирно известного Гарвардского университета были написаны замечательные слова: “После того, как господь благополучно доставил нас в Новую Англию и мы построили дома, обеспечили самое необходимое для жизни, нашей главной задачей стало налаживание науки, образования и их дальнейшее развитие”.

В этих словах две мысли – наука и образование необходимы для развития общества; для развития науки и образования человек должен быть обеспечен самым необходимым для жизни. Три фактора играют важную роль в развитии современной науки – финансирование, информированность и подготовка кадров. Если в древности наука была удовольствием для немногих, кто, несмотря на бедность, наслаждался, занимаясь наукой, то сегодня наука – это коллективный труд.

Для успешной работы коллективов необходим определенный достаток. В век науки и высоких технологий голодный ученый напоминает парализованного хирурга, пытающегося оперировать больного. В ХХ веке благодаря усилиям ученых, живущих в разных уголках планеты, удалось достичь величайших научных успехов, которые изменили мир, – открытие лазерных лучей, создание компьютеров, расшифровка генома человека и др. Этого удалось достичь благодаря усилиям коллективов ученых, работающих в различных научных центрах.

Взгляните на лауреатов нобелевских премий последних лет – за редким исключением нобелевские премии присуждаются коллективам ученых, работающим в разных странах, но по близкой тематике. Даже такая, казалось бы, индивидуальная область, как математика, сегодня – коллективная наука. Поэтому наука служит объединяющим началом для многих людей, живущих в разных уголках планеты.

Как говорил Ф.Жолио-Кюри, нет такой области человеческой деятельности, где согласие между людьми было бы настолько очевидным,как в науке. В развитых странах Европы ассигнования на науку составляют 4-6% бюджета, а на одного ученого в год приходится 60-70 тыс. долларов. Ведущая научная держава мира – США. Но у нее появился серьезный конкурент в виде стран Юго-Восточной Азии во главе с Японией. США выделяют на науку 6-7% годового бюджета (80 млрд. долларов – в 4 раза больше, чем весь бюджет России), 2,8% ВВП. В Германии эта цифра составляет 2,29% ВВП, во Франции – 2,18%, в России – 1%, в Японии – 3,06%.

По этому показателю Япония занимает первое место в мире. В Азербайджане средства, выделяемые на науку, составляют 1,2% государственного бюджета, 0,2% ВВП, а на одного научного работника приходится 800 долларов. Я далек от мысли сравнивать уровень развития науки в Азербайджане с ее уровнем в США или Японии, но опыт этих стран необходимо использовать. Было бы наивно сегодня требовать большие ассигнования на развитие науки из бюджета и этим разрешить проблему. Их просто нет, и вряд ли их стоит ожидать в ближайшем будущем.

Даже если государство увеличит бюджетные ассигнования на науку в два раза, зарплата ученых, сегодня крайне низкая, кардинально не изменится. Сегодня в Азербайджане стипендия аспиранта – всего 25.000 манатов. Практически это сводит на нет их деятельность, вынуждая искать дополнительные заработки. Но и в переходный период государство должно позаботиться об их стипендиях и заработной плате ученых (хотя бы в приоритетных областях науки), обеспечив им необходимый минимум.

Например, учреждены специальные стипендии в 1 млн. манатов для деятелей литературы и искусства. Но, к сожалению они не распространяются на ученых. Почему бы академические пособия академиков не приравнять к размеру указанной стипендии – 1 млн. манатов? Это бы продемонстрировало отношение государства к людям, посвятившим науке всю свою жизнь. Но необходимо искать и внебюджетные источники финансирования науки.

Парадоксально, например, то, что Академия наук, имея высококвалифицированных ученых, лишена возможности готовить магистров. Необходимо в ближайшее время открыть в АН магистратуру (платную и бесплатную). В рамках кредитов, полученных под государственную гарантию, научные разработки в первую очередь нужно предлагать Академии наук, и только если она не в силах справиться с этим, передавать иностранным компаниям.

В приоритетных отраслях (нефтяная, химическая и др.) нужно организовать совместные советы или комиссии (включая представителей Академии наук и указанной отрасли). Это позволит привлечь дополнительные средства в науку и новых исследователей в прикладные области. В развитии науки важную роль играют различные фонды, которые существуют практически во всех развитых странах: в США – Национальный фонд развития науки, Германии – ДААД, России – Фонд фундаментальных исследований РФФИ и др.

Только к 2000 г. РФФИ выделил 5 тыс. грантов. Почему бы не создать в Азербайджане государственный фонд развития науки и образования? В рамках таких фондов нужно кооперироваться с учеными ведущих стран, получая финансовую поддержку и интегрируясь в мировую науку. Средства фондов и гранты позволят увеличить заработную плату активно работающих ученых в 5 – 10 раз, приобретать научную аппаратуру, участвовать в международных форумах. Но работа с такими фондами требует умения и навыков.

Отсюда другой важный момент для развития науки – информативность. Речь не только о работе с фондами. Это и приобщение к последним достижениям науки в интересующей области, участие в международных форумах, доступ к Интернету. Именно с помощью фондов и различных грантов можно приобрести нужное научное оборудование и компьютеры, создать необходимые коммуникации. Однако одними средствами электронной связи не обойтись.

Важно приобретение научной периодики, дефицит которой сильно ощущается в нашей стране. Здесь существенную помощь могут оказать вузы (государственные и частные), которые обладают более широкими финансовыми возможностями (за счет платного обучения), чем НИИ. Сегодня оснащенность научных библиотек Азербайджана очень низка. И это сказывается на уровне научных результатов и подготовке кадров. Кооперация НИИ и вузов страны может способствовать решению этой проблемы.

Нужно информировать мир о научных работах, выполненных в Азербайджане, в Интернете открыть специальные сайты, рассказывающие о достижениях азербайджанских ученых. В России с 1996 года их появилось более шестисот, что привело к тому, что иностранные инвестиции в российскую науку выросли в 6 – 8 раз. Было бы целесообразно, чтобы этим занялась Академия наук вкупе с Государственным комитетом по науке и технике. Сегодня в обществе идет дискуссия – какой быть нашей науке, какую систему присуждения научных степеней выбрать.

Обсуждение этих вопросов – тема отдельного разговора. Скажу лишь, что двухступенчатая система присуждения степеней оправдала себя, и непонятно, почему мы должны отказываться от нее или заменять другой. На развитие науки влияет много факторов, но об одном хочется сказать. Сегодня США занимают первое место в мире по числу опубликованных статей в самых престижных научных журналах. А вот по количеству таких статей на душу населения первое место в мире занимает Швейцария. И тут уже дело не столько в высоких ассигнованиях.

Здесь сказывается фактор спокойной обстановки (в отличие от США), что немаловажно для развития науки. С приходом к власти в Азербайджане Гедара Алиева было покончено с произволом и хаосом, что необходимо не только для развития науки, но и всех областей. Президент Г.Алиев восстановил прекрасную традицию – командирование азербайджанских юношей и девушек для обучения в лучшие вузы России. Эта традиция была заложена Г.Алиевым в 1970-м, но в 1989 году ввиду бездарности руководителей Азербайджана практически ликвидирована.

В те годы, несмотря на нищенскую зарплату, которую месяцами невозможно было получить, азербайджанские ученые продолжали работать. И наука не погибла, а продолжала развиваться. О деятельности Академии наук Азербайджана и работах, выполненных здесь, высоко отозвался один из руководителей научных структур НАТО, посетивший Азербайджан в 2000 году. Академия наук – это научная организация, во главе которой должен стоять крупный ученый, получивший международное признание, а не чиновник. Поэтому Академия наук не может быть превращена в чиновничью структуру.

Разговоры о приватизации всей Академии наук лишены каких-либо оснований. Приведу слова лауреата Нобелевской премии Ж.Алферова: “Академия, как хранительница идей, является консервативной организацией, чем можно только гордиться. К науке надо относиться как к святыне, а не как к объекту приватизации”. К сожалению, сегодня средний возраст членов академии перевалил за 70. Но Академия наук не умирающая, а просто терпеливая организация.

Прошло 12 лет с последних выборов. Такой же период упадка испытала Академия наук России. Но российская академия нашла мудрое решение, проведя выборы, выделив специальные квоты для молодых ученых. Только в рамках РФФИ в 2001 году предполагается выделить 2 тыс. грантов российским молодым ученым, ведущие ученые, когда-то покинувшие страну, возвращаются.

Это позволило РАН поднять свой престиж, стать ведущей научной организацией на международной арене, что подтверждается возросшей активностью международных организаций в российской науке. Сегодня наука в Азербайджане нуждается в реформах, ей нужно свежее дыхание, чтобы молодежь, находясь рядом с опытными учеными, перенимала их богатый опыт. И тогда академия вновь забурлит и принесет обществу то, что необходимо для его процветания. Великий Пророк Магомед говорил: “Существуют различные дороги в рай, но самый короткий из них – это путь через науку и образование”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год