НУРАНИ
12 марта министр иностранных дел Армении Вардан Осканян отбыл с официальным визитом в Москву. Он встретится со своим российским коллегой Игорем Ивановым. Планируется встреча главы МИД Армении с представителями армянской диаспоры России. Причем там, как сообщили телекомпании ANS в посольстве Армении в России, речь пойдет о привлечении в экономику Армении инвестиций.
В версию, что Вардан Осканян отправился в Москву только для того, чтобы “расколоть” московских соплеменников на инвестиции в армянскую экономику, в Азербайджане не очень поверили. В Баку высказывают предположения, что одной из тем переговоров в Москве станут итоги визита в регион и действующего председателя Минской группы ОБСЕ, и сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Впрочем, не исключено, что “темой номер один” на переговорах Осканяна в Москве станет вовсе не Нагорный Карабах, а ситуация в Джавахетии – районе компактного проживания армян в Грузии. Армянская пресса уделяет этому региону в последние недели прямо-таки беспрецедентное внимание, тиражируя заявления чиновников все того же ОБСЕ, что, мол, армяне Джавахетии находятся в изоляции от общества и от информации, и заявления местных сепаратистских организаций, что они-де сепаратистами не являются.
Если принято во внимание, насколько обострились в последние дни отношения России и Грузии, то вероятность “задействования” для давления на Тбилиси не только “абхазского” и “юго-осетинского”, но и “армянского” фактора не так уж и мала. Тем более, что в отличие от Абхазии и Южной Осетии в Джавахетии предстоит действовать руками испытанного союзника – Армении.
Но куда большую пищу для размышлений дает другое. По завершении своего визита в Россию Вардан Осканян совершит визит в Беларусь, где проведет переговоры с руководством этой страны. Повестка дня переговоров, на первый взгляд, не таит в себе ничего угрожающего. Но вот при нынешнем состоянии экономики и Беларусии, и тем более Армении Минску и Еревану явно не до взаимных инвестиций. Еще труднее представить себе участие двух государств в каких-то совместных экономических проектах. Но Беларусь – один из крупнейших экспортеров оружия. А как полагает бывший председатель верховного совета Беларусии Станислав Шушкевич, речь идет не об экспорте беларусского оружия, а о перепродаже российского.
Появления “транзитного звена” в поставках российского оружия в Армению следовало ожидать. Если раньше Россия, практически не таясь, поставляла оружие прямо в Армению, откуда уже оно расходилось по всем мыслимым и немыслимым адресам, от лагерей и баз ПКК в Северном Ираке до сербских формирований на Балканах, то теперь такой схемой уже вряд ли можно воспользоваться. Во-первых, не прошла бесследно серия “оружейных скандалов”. А во-вторых, речь уже идет не только об экономическом и политическом, но и о военном присутствии США в регионе, прежде всего в Азербайджане и Грузии,
На этом фоне Москве не с руки “засвечиваться” в поставках оружия в Армению. Включение же в схему Беларуси – вариант банальный, но действенный. Но тогда визит Осканяна в Беларусь означает только одно: под аккомпанемент заявлений посредников о “мирном урегулировании”, “новых идеях” и т.д. Армения продолжает вооружаться. А мы продолжаем делать вид, что вялая имитация переговоров в рамках Минской группы – это единственное, что сегодня происходит между Баку и Ереваном.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год