Ч.МАМЕДОВ
Объявленная США “стальная война”, практически прикрывшая на четыре года импорт страной металлопродукции, внесла беспрецедентный за последние годы переполох в странах-производителях и экспортерах стали. По сообщениям телекомпании АВС (Эй-би-си), экспорт стали в США предусматривает теперь высокие тарифы (от 20 до 30%) на 16 видов стальной продукции, в том числе и полуфабрикатов.
В прежнем режиме сталь в США будут экспортировать только члены так называемой организации NAFTA – Мексика, Канада, Аргентина, Таиланд, Турция, а также ряд мелких стран-производителей. То есть, за бортом этого льготного теперь экспорта остались такие крупнейшие мировые производители стали, как Евросоюз, Япония, Южная Корея, Китай, Бразилия, Россия и Украина. Причем, по мнению экспертов, в отношении последних могут быть введены еще и ограничительные квоты на экспорт указанной продукции.
Можно не сомневаться, что после пережитого шока “обиженные” стальные гиганты будут лихорадочно искать новые рынки сбыта. Несомненно, что кое-кому из них (особенно России и Украине) это сделать будет несколько легче. Кстати, в России теперь уже не скрывают, что “война” на рынке стали в целом означает для ее металлопроизводителей смену приоритетов в развитии.
Надо полагать – не только. В изменившихся условиях их взоры непременно будут обращены в первую очередь на рынки ближнего зарубежья. И Азербайджан в этом аспекте довольно перспективный рынок сбыта, особенно с учетом реализации проекта крупномасштабной разработки морских месторождений “Азери-Чыраг-Гюнешли” (фазы 1,2 и 3), который по экспертным заключениям предусматривает в предстоящие несколько лет огромные инвестиции (до 13 млрд. долл.) и ввоз в страну около 1,5 млн. тонн различной металлопродукции.
Единственная же на сегодня в Азербайджане сталелитейная компания Baku Steel Company (BSC), судя по имеющейся информации, планирует только в текущем году выйти на проектную мощность и произвести 350 тыс. тонн стальной продуции, более половины которой (180 тыс. т) будет экспортировано в Иран. Как сообщили “Эхо” в компании – это преимущественно металлоконструкции для железобетонных изделий и арматура.
Стало также известно, что для первичной апробации продукции компании последняя получила заказы из Туркменистана и Казахстана. Эти потенциальные рынки, по большому счету, азербайджанскими сталелитейщиками пока еще не освоены. А значит, есть явная угроза, что в свете последних событий “стальные акулы” Украины и России сделают все возможное, чтобы вытеснить BSC не только с этих рынков, где она планирует дебютировать в качестве экспортера, но и с рынка металлопродукции Ирана.
Причем, имея уже огромный опыт работы в “экстремальных” условиях рынков развитых стран, – сделать им это будет несложно. Ценовая “война”, которую российские и украинские стальные гиганты уже научились мастерски вести, значительно снижая стоимость своей продукции (порой даже ниже цен на своем внутреннем рынке), а также относительная дешевизна доставки стальной продукции в Азербайджан – только хорошее для этого подспорье. Общая картина усугубляется и отсутствием в стране достаточной нормативно-правовой базы, надежно защищающей местных производителей, о чем разговоры ведутся давно, и, как правило, безрезультатно.
А единственный на сегодня “козырь” компании в предстоящей по всему непростой борьбе за выживание – президентский указ о… запрете экспорта за рубеж отходов цветных и черных металлов – средство малоутешительное…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год