Р.ОРУДЖЕВ
Вчера была предпринята едва ли не первая попытка к объединению расколовшейся около 2 лет назад партии Народного фронта Азербайджана. Инициаторами выступили два не очень известных общественности члена партии Бахрам Исмайлов и Насими Мамедов.
Однако примечательно, что на встрече, проходившей в пресс-клубе, присутствовали также и два других члена ПНФА – Гудрат Гасангулиев и Ульви Хакимов. Нынешний статус этих партийцев, первый из которых некоторое время назад считался ярым “реформатором”, а второй был заместителем председателя “классиков”, представляется несколько туманным. И тот, и другой не так давно были обвинены руководством двух частей ПНФА в желании внести смуту в ряды однопартийцев. С тех пор с ними не все ясно. Стоит заметить, что кроме Г.Гасангулиева и У.Хакимова на заседании не присутствовал больше никто из заметных в обществе представителей “реформаторов” или “классиков”, не говоря уже об их непосредственных предводителях.
Первым делом Н.Мамедов заявил, что сбор представителей двух “осколков” ПНФА им доставило большие проблемы. Хотя надо отметить, что на встречу пришла масса других людей. Были и гости – известный южнозербайджанский диссидент Беюк Расулоглу, мусаватист Тельман Нусратоглу, представительницы женских общественных организаций.
Сторонам предложили высказывать инициативы на тему, как сегодня можно добиться восстановления единой ПНФА. В желающих взять слово недостатка не обнаружилось, хотя по существу выразились только единицы.
Первым выступил Г.Гасангулиев, который, по его же словам, был одним из самых сильных противников раскола. “Во время болезни Эльчибея руководители оппозиции собрались в офисе Демпартии, и там во время переговоров я отчетливо понял, что расколу ПНФА положено начало”. Пока существуют два враждующих крыла, говорит Гасангулиев, никакого будущего в политике Азербайджана у ПНФА нет. “Мы должны восстановить свое былое первое место среди независимых партий страны”.
Следом выступил Шамиль Гулиев из президиума верховного меджлиса “классиков”, который заявил, что в отличие от многих своих однопартийцев, он никогда не называл Али Керимли (глава “реформаторов”) раскольником или выразителем интересов власти: “Но бесспорный факт, что Керимли создал внутри ПНФА другую команду, и это в итоге привело к распаду партии”. Ш.Гулиев предлагает забыть о прошлом и тоже выступает за объединение “птенцов” Эльчибея, но никакого реального метода не предлагает.
С эмоциональным посылом к собравшимся обратился бывший иранский гражданин Б.Расулоглу. “Курс на объединение ПНФА выражает волю народа, пребывающего в тяжелых жизненных обстоятельствах. Призываю вас продолжать в том же духе”. Расулоглу говорит, что задолго до его появления в нашей стране, в Южном Азербайджане была организована своя ячейка НФ. “И она имела свое место в общественном сознании южных азербайджанцев. Я вижу, вы смогли сегодня собраться за одним столом, это дает мне силы надеяться на то, что вы сможете объединиться”.
От Объединения интеллигентов выступил зять покойного экс-президента Агиль Самедбейли, который считает, что объединиться вокруг единого лидера должна вообще вся оппозиция, и такую идею ОИ высказывала еще в 1996 г., имея в виду, конечно, А.Эльчибея.
“Сегодня нет такой личности, и ни одна из сторон не может и не ведет партийную борьбу в соответствии с принципами и идеями Эльчибея. Несмотря на то, что сотни членов ПНФА находятся в тюрьмах, у партии нет ни одной организации по настоящему борющейся за их освобождение”. Оба крыла ПНФА забыли о том, что в свое время партия всю работу вела параллельно с Объединением “Целостный Азербайджан”. Самедбейли удивлен, что после объявления Ирана, Ирака и Северной Кореи “осью зла” США, ПНФА почему-то не выступила со своими заявлениями по этому поводу.
Бывший заместитель Мирмахмуда Фаттаева, У.Хакимов посчитал возможным подвести некоторые итоги: “Сегодня мы преодолели первый этап – заявили общественности, этой встречей, о нашем желании объединиться. Вторым этапом должно стать создание совместной объединительной группы, в которую войдут наиболее уважаемые члены двух частей ПНФА”. Вслед за этим Хакимов нашел нужным отметить, что продолжающиеся в прессе провокации конфликтов и взаимных оскорблений между “классиками” и “реформаторами” являются волей третьих сил, не желающих восстановления ПНФА.
Ответить на речь Хакимова захотел советник председателя “Мусават” Тельман Нусратоглу. “Многие почему-то обвиняют именно нашу партию в развале ПНФА, но все функционеры “Мусават” неоднократно выступали и выступают за воссоздание цельной и сильной ПНФА”.
На общем заседании бывших однопартийцев прозвучало и много других речей, но итог тем не менее не утешает. Ни одного реального, даже предварительного соглашения между сторонами не заключено, неизвестным остается отношение к инициативе “низов” руководителей двух ПНФА, и главное, не понятно, получит ли и в самом деле начинание свое дальнейшее продолжение.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год