Р.БАБАЕВ
В Баку 14 – 16 июня пройдет первый чемпионат мира игры “Что? Где? Когда?”. Об этом сообщили на пресс-конференции в Министерстве молодежи, спорта и туризма приехавшие в Баку из Москвы первый заместитель генерального директора, генеральный продюсер телекомпании “Игра”, ведущий популярной телеигры “Брейн ринг” Андрей Козлов и обладатель “Хрустальной совы” 2001 года Ровшан Аскеров.
В чемпионате, кроме азербайджанских команд, примут участие 24 команды – чемпионы розыгрышей и лидеры рейтинга своих стран. Предполагается, что это будут знатоки из 13 стран бывшего СССР. Кроме них участие примут чемпионы игры “Что? Где? Когда?” из США, Германии и Израиля.
По словам Андрея Козлова, предложение о проведении первого чемпионата мира поступило от Министерства молодежи, спорта и туризма и Олимпийского комитета Азербайджана. Он также немного углубился в историю, сообщив, что впервые “Что? Где? Когда?” появилась на экранах в октябре 1975 года, отметив, что “телеверсии игры всего лишь “верхушка айсберга” того, что творится в среде знатоков”. В самом начале, по словам Козлова, движение объединило в своих рядах 20-30 молодых интеллектуалов. “В настоящее же время игра породила целое движение, около 50 000 человек, которым стало интересно проводить досуг, соревнуясь отвечая на вопросы в течение одной минуты”, – продолжает “отец” “Брейн ринга”. – Первый конгресс международной ассоциации клубов (МАК) “Что? Где? Когда?” прошел в Мариуполе…
Мы договорились о том, что правительство Азербайджана и Министерство молодежи обеспечат участие на ЧМ 24 неазербайджанских команд. 24 помножьте на 6 – вот количество официальных участников соревнований. Приедет очень много сильнейших игроков. Мы знакомы только с “верхушкой” “Что? Где? Когда?” – Максим Поташов, Саша Друзь, Саша Бялко, Федор Двинятин, Ровшан Аскеров – телевидение не может представить весь спектор тех сильных и интересных игроков, которые на сегодняшний день существуют.
Затем А.Козлов и Р.Аскеров обрисовали технологию проведения спортивных соревнований игры “Что? Где? Когда?”: “Команды выясняют сильнейшего, одновременно отвечая на один и тот же вопрос. Выглядит это следующим образом – устанавливается 30 игровых столов, ведущий задает вопрос и 30 команд начинают одновременно обсуждать вопрос. Другой формы, кроме как написать ответ и передать его жюри не существует. Обычно это делается следующим образом.
Одна команда отвечает индивидуально, а остальные отдают свои ответы на бумаге. Дальше идет оценка ответов, набираются очки и по ходу этих игр – это несколько туров, как правило – определяется та команда, которая ответила на наибольшее количество вопросов и она объявляется чемпионом.
Как и любое серьезное мероприятие, “Что? Где? Когда?” также предполагает регламент, в котором описывается процедура создания вопросов, процедура кандидатуры ведущего, жюри, которое определяет правильность ответов апелляционного жюри. Как правило, в жюри обязательно входят как известные игроки, так и звезды телевизионной версии. Если мы хотим, чтобы Максим Поташов играл на чемпионате, то он не может быть членом жюри и наоборот.
С другой стороны, есть игроки, не участвующие в чемпионате своей страны, а следовательно и мира. Из них и будет состоять жюри. К примеру, Борис Бурда отошел от активной игровой деятельности, он скорее всего и сможет быть в жюри”.
Было также отмечено, что от Азербайджана на чемпионате мира примут участие команды абсолютного чемпиона игры “Брейн ринг” Балаша Касумова и Анара Азимова.
Воспользовавшись случаем, наш корреспондент задал Андрею Козлову несколько вопросов касательно организации предстоящего чемпионата мира и, в частности, о самой игре “Что? Где? Когда?”.
– Вы говорите, что чемпион будет выявлен по принципу большего количества правильных ответов. Не рассматривается ли вопрос отбора на финальном этапе трех-пяти лучших по итогам турнира команд, которые затем в борьбе между собой определят судьбу чемпиона? Каким призом будет награждаться команда-победитель?
– Что касается того, может ли чемпион определяться в борьбе пяти лучших команд, то такая схема тоже возможна. Сегодня регламента чемпионата не существует. Он будет вырабатываться, обсуждаться, утверждаться оргкомитетом управления МАК “Что? Где? Когда?”. Необходимо найти формулу, которая обеспечит спортивный результат не в ущерб интересам тех людей, которые играют.
Само собой, победитель получит заветный кубок, а вознаграждение зависит от щедрот Министерства молодежи, спорта и туризма и Олимпийского комитета.
– Будут ли на чемпионате применяться блиц-опросы и будут ли применяться случаи, когда команда оставляют играть одного игрока?
– Это все может быть.
– Каким образом будут вестись телетрансляции с чемпионата?
– У чемпионатов игры “Что? Где? Когда?” есть один существенный недостаток по сравнению с боксом или футболом – они в отличие от телевизионной игры “Что? Где? Когда?” – не зрелищны. Телевизионный формат игры строится специально так, чтобы не оставить равнодушным ни одного телезрителя. Проводить прямую трансляцию с соревнования “Что? Где? Когда?”, на мой взгляд, было бы неправильно. Речь может идти о репортажах.
Полная трансляция, скорее всего, вызовет удивление и недопонимание, потому что там не будет “волчка”, там не будет центральной люстры, не будет ведущего за кадром. Это действительно сложно для зрителя, вы правильно поднимаете вопрос.
Наверняка, финальная часть соревнования конкурентоспособна, и это можно показывать напрямую.
– Как на ваш взгляд, было ли объективным жюри, судившее первый чемпионат СНГ игры “Что? Где? Когда?”, прошедший в 2001 году в Украине? Каким образом на чемпионате мира будут разрешаться спорные моменты? К примеру, во время телесерии “Что? Где? Когда?” команда знатоков отвечает на поставленный вопрос словом “конфета”. Ведущий, недовольный неполным ответом, пытается выяснить, что имеют в виду игроки – “карамель” или “шоколад”. Лишь после этого ведущий отдает “очко” либо знатокам, либо телезрителям. Как такие нюансы будут рассматриваться на чемпионате, ведь ответ дают одновременно 30 команд?
– Для этого и существует жюри. В телеверсии жюри, апелляционная комиссия и ведущий представлены в одном лице – “голос за кадром”. Вопросы же, которые предлагаются для спортивных соревнований “Что? Где? Когда?”, имеют свою специфику в том смысле, что ответ на них будет состоять из одного, двух максимум трех слов. Это выработанная система специальных вопросов. Имеется в виду, что для автора вопроса не существенно “конфета” “шоколадная” или “карамель”. Тем не менее можно написать не “конфета”, а “барбарис”. И вот тут начинается конфликтная ситуация, когда жюри отвечает “нет”, объясняя, что правильный ответ “конфета”.
Барбарис, конечно, тоже конфета и команда вправе подать апелляцию в апелляционное жюри, обосновать свой ответ. Если апелляционное жюри, решение которого окончательно, решит, что этот ответ надо засчитывать, то команда получит свое “очко” за ответ “барбарис”, хотя правильно было бы ответить “конфета”.
Что касается вопроса объективности судейства. Если я сейчас задам вам вопрос из области “Что? Где? Когда?”, мы услышим чей-то ответ и поднимем руки, чтобы проголосовать правильный это был ответ или нет. Вы увидите, что в большинстве случаев не будет у нас единогласия. Мы имеем дело с языком, со словом…
– Вы отметили, что игры, которые телезритель видит на экране – “верхушка айсберга”. Наверняка, как и везде, в “Что? Где? Когда?” имеются и “подводные течения” – отношения между игроками одной или разных команд. Можете приоткрыть дверцу на кухню “знатоков”?
– Вы хотите, чтобы я рассказал, как Александр Друзь побил Максима Поташова, к примеру, да? Я таких подробностей не знаю. То, что касается взаимоотношений, ну конечно, есть кухня.
В “Что? Где? Когда?” – умные, сильные, амбициозные люди. Думать, что они ангелы, верх мягкости, элегантности – неверно. Иначе они не будут победителями, как и в любом виде спорта. Но я очень рад тому, что, в отличие от других публичных фигур, конфликты, которые существуют внутри элиты “Что? Где? Когда?” не выходят наружу. Они больше следующего плана: “Вот я вопрос этот взял, а ты не взял”. Это все-таки намного приятнее, чем дать подножку сопернику во время спринтерского забега.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год