8 марта в азербайджанской женской колонии

М.БАГИРОВ

Вчера в женской колонии N4 состоялся семинар против пыток, приуроченный к Дню 8 марта. Он был организован Минюстом по инициативе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Института по правам человека Национальной академии наук.

В этом исправительно-трудовом учреждении, расположенном по иронии судьбы недалеко от Бакинского развлекательного центра, отбывают наказание 260 женщин, большинство из которых, как сообщил начальник колонии Мисир Алиев, сидят по статье “мошенничество”. Есть здесь и граждане иностранных государств, в основном это жители стран СНГ – Украины, России, Беларуси и др. И вот 7 марта в колонию приезжает много гостей, в том числе министр юстиции Фикрет Мамедов, советник БДИПЧ ОБСЕ Жеральд Стаберок, глава Института по правам человека Ровшан Мустафаев.

Начинаются разговоры на тему прав заключенных… Нет, вначале было ознакомление с условиями содержания заключенных – осмотр бараков, кухни, столовой, библиотеки, комнаты просмотра телепередач, специзолятора, где отбывают наказание осужденные по тяжким преступлениям. После мониторинга правозащитники со всей полнотой ответственности условия содержания назвали хорошими. Пять лет назад, по их словам, все было намного хуже. В этой связи министр юстиции Ф.Мамедов вспомнил лестные высказывания об азербайджанских тюрьмах российских правозащитников – Сергея Ковалева и Валентина Гефтера. И после этого, отметил министр, Саида Годжаманлы говорит об обратном…

При колонии действует ковроткацкий цех, выполняющий заказы частных лиц, так что обитательницы колонии обеспечены какой-то работой, пусть и очень низкооплачиваемой (ткачихи получают 20000 манатов в месяц).

…По словам главы Минюста, это уже третий семинар, который проводится в азербайджанских тюрьмах, цель данного – “разъяснить женщинам-заключенным их права”. Ф.Мамедов сообщил, что доля женщин в общем числе заключенных в минувшем году составляла всего 7%.

Неожиданное оживление в вялотекущий ход семинара внесла эксперт ОБСЕ Моника Платек, которая, взяв в руки микрофон, пошла беседовать с заключенными. “Что вы ожидали от семинара?” – стала спрашивать у них М.Платек и сформулировала правило N1: “Здесь все равны. Даже пан министр (М.Платек – полячка. – Авт.) – здесь не министр”. Ф.Мамедов парировал на это шуткой, что сейчас покинет помещение, что спустя несколько минут и сделал, дабы не стеснять участников семинара.

Далее в конференц-зале последовали беспрецедентные события, которые привели к полному смешению контингента колонии с гостями. М.Платек разбила всех присутствующих на группы и обрисовала задачу каждой из них. “Представьте, – обратилась эксперт ОБСЕ к заключенным, – что вас перевозили в самолете и он разбился, но вы выжили попали на необитаемый остров. Вы должны создать новую колонию – колонию вашей мечты”.

Спустя определенное время каждая из групп представила свой портрет идеальной тюрьмы. “Спикер” первой группы заявила, что в “колонии мечты” никто не будет ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Обитательницы этого учреждения будут выполнять ту работу, которая им по душе. Они не будут носить черные халаты(?). Смогут видеться с родственниками в любое время. В этой колонии у каждого заключенного будет сотовый телефон! Меню питания каждый будет определять себе сам! ТВ в каждом бараке! Побольше концертов!

И вообще, в “колонии мечты” будет праздник каждый день! Надо сказать, что выступление заключенной сопровождалось бурными аплодисментами со стороны гостей, администрации колонии, сотрудников Минюста. М.Платек, комментируя устав “колонии мечты” отметила, что отдельные его положения могут состояться. “Почему бы заключенным не составлять меню из того набора продуктов, которым располагает колония?”, – отметила эксперт ОБСЕ. Что касается концертов, то, по словам М.Платек, многие музыкальные группы в Польше начинают свою карьеру чаще всего именно с выступлений в тюрьмах.

Представители группы N2 оказались менее амбициозными. В этой версии “колонии мечты” для всех заключенных существует одинаковый режим. Все делится поровну. Соблюдается чистота. Все работают и занимаются спортом.

Заключенные из группы N3 подняли вопрос о хорошей калорийной еде, которая обязательно должна включать в себя фрукты и овощи. По мнению “спикера” группы, заключенные нуждаются в юридической помощи. “Один адвокат на 300 человек – это очень мало”, – сказала она. Эксперт ОБСЕ предложила решить этот вопрос с помощью местных неправительственных организаций, которые могли бы заняться реализацией проектов по оказанию правовой помощи осужденным.

Эта же группа заключенных полагает, что в “колонии мечты” должен быть сполна задействован их творческий потенциал – заключенные трудятся в кооперативах, зарабатывают деньги и перечисляют их родным. Созданы также условия для телефонного общения с родственниками за рубежом. Это – для иностранных граждан, отбывающих наказание в колонии.

Не лишенные связи с действительностью фантазии заключенных были прерваны замминистра юстиции Айдыном Гасымовым, который “обвинил” эксперта ОБСЕ в том, что она нарушает права заключенных, не отпуская их на обед. Взяв с А.Гасымова слово, что после совместной трапезы семинар будет продолжен, М.Платек позволила участникам мероприятия удалиться на обеденный перерыв…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: