Х.ИСМАЙЛОВА
В прошлом номере “Эхо” сообщало о скандале, разразившемся в Турции вокруг азербайджанского предпринимателя, которого достаточно серьезное и близкое к официальным кругам издание – газета “Миллиет” обвинила в отмывании денег, контрабанде нефти, подкупе должностных лиц, среди которых есть депутаты парламента.
Руслан Мансумов, он же Аслан Туранджы, по сообщению “Миллиет”, оказался в центре внимания турецких спецслужб. Наряду с ним в скандале упоминается имя другого азербайджанца по прозвищу Эми, который занимал на родине пост начальника полицейского управления. В прежней публикации мы предположили, что им мог быть бывший начальник Товузского управления полиции Новруз Гасанов, близкий друг зампреда “Мусават” Рауфа Арифоглу.
Отметим, что скандал приобрел новый характер в Баку из-за упоминания в нем имен местных политиков. Агентство “Туран” сообщило о том, что Туранджы знаком с председателями ПНФА и ПГС, а по телеканалу Space прошла информация о близких отношениях скандального миллиардера с Исой Гамбаром.
Тем временем интересно, что сам Туранджы опровергает информацию о знакомстве с Исой Гамбаром. Также он отвергает обвинения в свой адрес, опубликованные в “Миллиет”. Хотя в интервью “Эхо” он признал, что по закону бессилен выявить источники информации, которыми апеллирует турецкое издание.
В то же время некоторые пункты обвинения, опубликованного в газете, подтверждает сам Туранджы.
Он действительно дружит с депутатом турецкого парламента с инициалами А.Б. – это Аббас Бозъел – член парламента от партии бозкурдов (ПНД). Однако, по его словам, никакого бизнеса у него с депутатом нет. “Только дружба и сотрудничество в лоббировании проазербайджанских проектов в парламенте”, – говорит он.
С Новрузом Гасановым Туранджы тоже знаком, однако “юридических контактов у нас нет”.
Что касается отношений с азербайджанскими политиками, то Туранджы не видит ничего предосудительного в этом. “Я знаком с представителями президентского аппарата, с Ильясом Исмайловым, Али Керимли, Рауфом Арифоглу, Сабиром Рустамханлы. Это чисто человеческие отношения. Однако с Исой Гамбаром я не встречался”, – утверждает Мансумов-Туранджы. На упоминание о том, что, по некоторым данным, о его встрече с башканом “Мусават” есть документальное подтверждение – снимок, сделанный во время последнего визита главного мусаватиста в Турцию, он ответил, что во время визита Гамбара в Стамбул его вообще не было в стране.
Однако на вопрос, когда он в последний раз встречался с Рауфом Арифоглу, Туранджы ответил, что это было во время вручения зампреду “Мусават” награды в “Улькю оджаклары” (организация бозкурдов). Напомним, что получать награду в Стамбуле Арифоглу поехал, сопровождая Ису Гамбара. А это никак не соответствует словам Туранджы о его отсутствии в Турции во время пребывания башкана “Мусават” там.
Впрочем, то, с кем из политиков встречался азербайджанский миллиардер с темной репутацией, а с кем – нет, не вызывает особого интереса, если не учесть значения, которое придает этому сам Туранджы, и несоответствия приведенных им фактов.
Впрочем, противоречия в его заявлениях дают о себе знать и в других пунктах “обвинения”. Он отвергает факт участия в контрабанде нефти, говоря, что никаких дел в приграничных с Нахчываном районах у него нет. “Я в Нахчыване не работаю, так как там свой хозяин”, – сказал он.
В то же время, говоря о своем бизнесе, он отметил, что занимается нефтяным бизнесом в Иране, где у него есть нефтяное депо, куда поступает нефть из Азербайджана. На вопрос: “А разве Баку поставляет нефть Ирану по официальным каналам?” он ответил: “Нефть идет из Баку в Иран, оттуда в Нахчыван. Вы знаете Мубариз бея (Мубариз Панахов, по прозвищу “Лаба”). Там он покупает нефть и перепродает в Турцию”. Мы же только принимаем и отправляем нефть из депо и за это получаем деньги”.
Насколько все эти операции законны, судить не беремся, однако ясно, что “Миллиет” хорошо проинформирована о деятельности Туранджы.
Что касается обвинения в связях с иностранными спецслужбами, Туранджы отвергает и эти обвинения: “У меня есть паспорта нескольких государств, выданных по распоряжению их глав. Я знаком с руководством нескольких стран. Но никакого отношения к спецслужбам не имею. В Турции паспорт я тоже получил вполне законным образом. Сменил имя, как многие, кто принимает гражданство этой страны. До этого я жил в России, хотя родился в Азербайджане. Ничего предосудительного в том, что сменил имя Руслан Мансумов на Аслан Туранджы, не вижу”.
В Иране бизнес Туранджы достаточно развит. Он владеет торговым центром, занимается нефтяным бизнесом, тяжелой промышленностью, продовольственными поставками и т.д. “О бизнесменах, часто ездящих в разные страны, говорят разное”. Так он комментирует обвинение в свой адрес в связях с иранскими спецслужбами.
Действительно, в Турции с настороженностью относятся к тем, кто наладил деловые контакты с Ираном, тем более в энергетической сфере, которая находится полностью под контролем определенных структур Тегерана. Возможно, именно поэтому азербайджанский миллиардер и вызвал интерес турецких спецслужб, и скандал, приобретающий международный характер, только начинает разгораться.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год