Р.ОРУДЖЕВ
Cитуация с дальнейшим вещанием на Азербайджан трех российских телеканалов – ОРТ, НТВ, РТР продолжает оставаться неопределенной. Напомним, что попытку разобраться в правовых аспектах распространения сигналов этих телекомпаний “Эхо” предпринимало уже не раз.
Единственный известный общественности договор о распространении эфира РТР, НТВ и ОРТ на Азербайджан в свое время заключила с ними отечественная телекомпания АВА. Однако с августа прошлого года, когда АВА была закрыта, и по сей день никаких официальных подтверждений того, что трансляция продолжает осуществляться на законных основаниях, не поступало. В принципе сам этот факт и является подтверждением того, что на сегодня никаких новых договоров между нашим правительством (продолжающим вещание российских каналов за счет собственных возможностей) и тремя московскими телекорпорациями не существует.
Кроме того, на протяжении всего этого времени ни от одной из московских компаний ни разу не было получено подтверждения о каких-либо попытках бакинской стороны оговорить новые условия вещания их сигналов на Азербайджан. Из разговоров с ответственными руководителями трех каналов каждый раз вытекало, что особой заинтересованности в дальнейшей трансляции на Азербайджан в Москве нет. Но самое интересное, часто оказывалось, что руководители и пресс-секретари телекомпаний даже не подозревали о том, что их сегодня свободно “ловят” в Баку, без всяких платных кабелей и спутниковых антенн.
В конце января, накануне визита президента Алиева в Москву, начальник отдела телекоммуникаций Минсвязи Афлатун Мамедов сообщил “Эхо”, что судьба российских каналов в нашей стране будет рассматриваться в числе прочих во время поездки. И если вопрос с вещанием государственного РТР наши чиновники могли утрясти со своими коллегами из российского Минсвязи, то для разговора о независимых НТВ и ОРТ им пришлось бы искать встречи уже с непосредственными представителями этих компаний. Вчера мы попытались узнать подробности результатов “телепереговоров” в Москве.
Однако тот же А.Мамедов сказал, что после московского визита президента (прошел уже месяц) никаких новостей на эту тему Минсвязи не предоставляли. “Вопросом дальнейшего вещания российских каналов занимается теперь аппарат президента, его общественно-политический отдел, подчиняющийся Али Гасанову”, – сообщил он. Однако выяснилось, что и в отделе А.Гасанова никто этой проблемой не занимается. По информации, имеющейся у заместителя завотделом Назима Исаева, некоторое время назад предполагалось, что Минсвязи самостоятельно заключит новые договоры о трансляции с каждым из трех российских каналов на коммерческой основе.
“В принципе, если бы этот вопрос обсуждался в настоящее время в нашем отделе, – говорит Н.Исаев, – то я бы об этом наверняка знал”. Что касается вероятности того, что переговоры на тему вещания все-таки состоялись в ходе визита президента в Москву, Исаев сообщил, что ему известно лишь о заключении договора о создании в Баку отделения агентства “Интерфакс”. “Конкретно мне не известно, обсуждался ли вопрос с телеканалами в Москве, но скорее всего не обсуждался, потому что с тех пор не появилось никакой информации по этому поводу”. В том, что решение этой проблемы возложено не на них, абсолютно уверен оказался и другой неназвавшийся сотрудник отдела Али Гасанова. “Вы лучше обратитесь в управление по радиочастотам”, – посоветовал он.
В этом управлении тоже удивились тому, что вопрос переадресован им. Здесь нам пояснили, что их специалисты занимаются лишь тем, что технически обеспечивают нормальную работу распространяемых по стране теле- и радиосигналов. Выделять частоты тем или иным телекомпаниям по своему усмотрению госуправление не полномочно. Распределением волн, объяснили нам инженеры, ведает ПО “Телерадио”.
“Мы предоставляем готовую частоту “Телерадио”, а они уже сами думают, кому ее выделить”. Однако выясняется, что и в ПО не вольны заключать договоры на вещание с каким бы то ни было каналом, – здесь тоже принимают и распространяют телесигналы лишь по указанию свыше (читай – Минсвязи). А потому никаких дополнительных указаний относительно изменений в вещании ОРТ, НТВ и РТР сюда не поступало, все продолжается в прежнем режиме. Получается замкнутый круг. Ведомства кивают друг на друга, понимая, что столь “простое” бездоговорное вещание российских каналов не только необъяснимо, но и незаконно.
Потому чиновники пытаются доказывать в комментариях для СМИ, что уж они-то к такому безобразию никакого отношения не имеют. И ведь действительно – не имеют. Хотя в принципе, чисто технически, для заключения таких договоров никаких препятствий быть не должно. Взять, к примеру, трансляцию турецких каналов на Азербайджан.
С этим проблем не возникает, поскольку с 1995 г. существует межгосударственный договор об их постоянном вещании на нашу территорию за 1 млн. долларов ежегодно. И хотя, по сведениям из Минсвязи, этих денег Турция Азербайджану пока что не начала выплачивать, тем не менее есть уверенность в том, что рано или поздно, но задолженность погасят. Гарантом тому – существующее официальное соглашение между странами.
В принципе такого же рода документы на похожих условиях можно было бы принять и с Россией, или с каждой из трех ее телекомпаний в отдельности. То есть продолжить их трансляцию, но уже на законных основаниях. Кроме прочего, есть еще один немаловажный фактор – азербайджанские власти, конечно, понимают, что выключение российских кнопок вполне может вызвать взрыв общественного недовольства, по меньшей мере, в Баку…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год