К.КЕРИМОВ
При вступлении в Совет Европы Азербайджан должен был выполнить ряд обязательств. Одним из них являлось то, что Милли меджлис должен был в кратчайшие сроки принять дополнения и изменения к закону о СМИ, подготовить и принять закон о деятельности теле- и радиовещания.
Вместе с тем СЕ стало известно о том, что многие региональные телекомпании в Азербайджане, получив государственную регистрацию, не имели при этом лицензии на осуществление своей деятельности. Они действовали как юридические организации без права на вещание. Именно поэтому СЕ порекомендовал правительству прежде всего упростить механизм предоставления лицензий.
На сегодняшний день в стране вещают 12 региональных телекомпаний. Пять из них до прошлого года испытывали трудности в получении лицензии – две компании в Губинском районе, одна в Сумгайыте, Мингячевире и Товузском районе.
Единственной компанией, которой так и не удалось получить лицензию и частоту от Министерства связи, является балакенская DM TV. Президент этой компании – Мустафа Дебиров – был первым человеком в Азербайджане, создавшим, правда неофициально, телекомпанию, распространявшую свое вещание на Балакенский район. Это было еще в 1989 году.
В интервью “Эхо” М.Дебиров рассказал о давлении, оказываемом на него районными властями с момента создания им первой телекомпании Crosna, прошедшей госрегистрацию в 1992 году. Тогда еще офис, в котором располагалась Crosna, могли в любое время посетить сотрудники полиции и без всяких оснований его закрыть. Однако “главное действо” началось в 1998 году, когда М.Дебиров, приостановив деятельность Crosna, открыл вторую телекомпанию – DM TV. К 1999 году ее штат состоял из 10 сотрудников – операторов, журналистов, ведущих телепрограмм и бухгалтера.
Один из операторов – Тельман Дебиров – был братом главы DM TV и, по словам Мустафы, находился в числе тех, кто всегда “докапывался до истины”. Об этом говорили его авторские сюжеты. По мнению президента компании, именно это обстоятельство и послужило причиной того, что частыми гостями в офисе DM TV были майоры балакенской полиции Шахин Бабиров и Вагиф Ширинов. Как сообщает руководитель DM TV, со слов очевидцев, особенно часто полиция приходила в его отсутствие. Как выяснилось позже, в одно из таких многочисленных посещений сотрудники полиции, угрожая Т.Дебирову, обещали прийти на следующий день. Впоследствии, т.е. в ночь с 17 на 18 августа 1999 года, Тельман Дебиров был зверски убит прямо в офисе телекомпании. Убийцы до сих пор не найдены.
М.Дебиров уверен в том, что оперативники, приехавшие на место происшествия, уничтожили следы преступления. А сделано это было для того, чтобы завести следствие в тупик, так как в этом деле, по его мнению, замешаны именно служители правопорядка. В результате, следствие установило, что убийство произошло в результате налета с целью грабежа. При этом не учитывались даже результаты судмедэкспертизы, которая выявила на теле убитого многочисленные следы пыток. Было ясно, что Тельмана пытали, чтобы получить от него необходимую информацию.
Это подтверждает и тот факт, что накануне своей смерти Т.Дебиров сказал брату, т.е. главе компании, что снял очень интересный сюжет. “Но тогда я не успел его посмотреть, очень торопился и попросил брата положить кассету на мой стол. Когда же я попытался посмотреть сюжет, в офисе отключили электроэнергию. Именно в эту ночь его убили, а все наши кассеты пропали”, – рассказывает М.Дебиров.
Сегодня президент DM TV требует, чтобы следствие по делу его брата было продолжено. С этой просьбой он обратился и к главе Балакенской прокуратуры Захиду Тагиеву. Однако это не возымело никакого действия. Именно по этой причине, как считает Мустафа Дебиров, власти притесняют DM TV. В итоге, в настоящее время компания, лишившись лицензии на вещание, вообще прекратила функционировать.
Однако и этому предшествовал ряд событий. 8 января 2001 года М.Дебиров вынужден был покинуть офис компании. Сотрудники районной полиции вкупе с местными чиновниками поставили главу DM TV перед фактом – либо остаться и лишиться техоборудования, либо освободить помещение. М.Дебиров, выбрав второе условие, перевез оборудование к себе в дом и продолжил вещание уже оттуда. В дальнейшем власти делали все, чтобы приостановить вещание.
Был взорван трансформатор. Кроме того, с их благословения рядом с домом М.Дебирова был открыт деревообрабатывающий цех, от которого исходил невероятный шум. Несмотря на распоряжение ИВ района о закрытии цеха, он продолжал функционировать. Но DM TV не останавливала свое вещание.
24 сентября 2001 года главу телекомпании вызывает начальник балакенской полиции, который требует, чтобы Мустафа Дебиров подписал документы о добровольном закрытии DM TV. Что интересно, этого требует и прокурор района Захид Тагиев. В процессе этих требований оба чиновника не скупятся на оскорбления и угрозы о физической расправе. М.Дебирова на сутки сажают в камеру предварительного заключения. После этого президент DM TV, опасаясь поставить под угрозу жизнь членов своей семьи, закрывает компанию.
Однако свою борьбу за получение лицензии он собирается продолжить. Глава компании уже подготовил письма президенту Гейдару Алиеву, руководителю общественно-политического отдела аппарата президента Али Гасанову, председателю Госкомиссии по теле- и радиочастотам Абиду Шарифову и министру связи Надиру Ахмедову, в которых требует предоставления компании лицензии.
Если же этого не произойдет, Мустафа Дебиров объявит голодовку. Интересно, что общественность поддерживает М.Дебирова как главу компании DM TV. В пользу этого говорит количество подписей, которые жители Балакена собрали по собственной инициативе. На сегодняшний день в защиту этой телекомпании собрано 550 подписей.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год