Р.ОРУДЖЕВ
Декларация по урегулированию правового статуса Каспия практически готова. Эти слова произнес замминистра иностранных дел РФ, спецпредставитель президента РФ по урегулированию статуса Каспия Виктор Калюжный. Он заявил, что Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан сегодня активно готовятся к саммиту каспийской пятерки, сообщает CNA. При этом российский дипломат уточнил, что сроки проведения встречи президентов прикаспийских государств зависят от Туркменистана, президент которого не раз выступал с инициативой собрать своих коллег в Ашгабате.
Между тем не исключено, что встреча в верхах может пройти уже осенью этого года. Отметим, впрочем, что еще в январе после предыдущей встречи экспертов по Каспию в Москве “Известия” писали, что Туркменбаши “надеется назвать дату саммита в марте, после визита в Ашгабат президента ИРИ М.Хатеми. В последние дни позиция Туркменистана приблизилась к российской – делить нужно дно, и не из принципа равных долей, а исходя из существующих государственных границ. Цель Москвы – добиться от Ниязова подписания двустороннего соглашения, пусть даже рамочного, как это было сделано с Казахстаном и Азербайджаном”.
Виктор Калюжный напомнил, что обсуждение проблем урегулирования правового статуса водоема состоялось и на завершившемся вчера в Алматы неформальном саммите СНГ.
Спецпредставитель президента РФ заверил, что Владимир Путин “постоянно держит под контролем” каспийскую проблему и не меньшую заинтересованность в этом вопросе проявляет и Казахстан. Говоря о спорах вокруг срединной линии Каспия, Калюжный заявил о необходимости “сделать так, чтобы разграничение хозяйственной деятельности между Россией и Казахстаном не было ущербным для российской стороны”.
“В ближайшее время – год или два – правовой статус Каспийского моря определен не будет, но переговорный процесс продолжается, сближение позиций есть”. Такое мнение высказал в интервью газете Kz-today вице-министр иностранных дел Казахстана Анатолий Смирнов.
Дипломат сказал, что страна придерживается следующей позиции – не дожидаясь подписания конвенции о правовом статусе Каспийского моря, необходимо заключать на двусторонней или многосторонней основе отраслевые соглашения по вопросам природоохранных мероприятий. “Вопросы экологии не требуют отлагательства, их нельзя затягивать. И это не противоречит никаким другим договоренностям”, – подчеркнул А.Смирнов.
Он сообщил, что в ходе прошедшей в Москве 27-28 февраля международной конференции по вопросам статуса Каспийского моря, в которой участвовали ученые, правоведы и вице-министры иностранных дел пяти прикаспийских государств, он высказал эту позицию официальной Астаны.
Дипломат отметил также, что делегация Ирана по-прежнему отстаивала свою точку зрения. Тегеран считает необходимым разделить Каспий на национальные секторы по принципу кондоминимума, в результате чего каждой стране должна принадлежать 20-процентная доля.
Представители Ирана настаивают на необходимости придерживаться договоров, которые заключены Персией и Россией в 1921 г. и Ираном и СССР в 1940 г. Они даже нашли подтверждение того, что 1300 лет назад море полностью принадлежало Персии. А.Смирнов также отметил, что в настоящее время в вопросах правового статуса Каспия наиболее близки позиции Астаны, Москвы и Баку. Москва и Астана еще в 1998 г. подписали соглашение о разделе дна северной части Каспия. В 2001 г. аналогичное соглашение подписано с Азербайджаном.
На итоговом совещании московской конференции вице-министры иностранных дел всех пяти прикаспийских стран высказались за то, чтобы более активно и углубленно работать над сближением позиций. Отвечая на вопрос о возможности проведения саммита глав прикаспийских государств, казахстанский дипломат сказал, что Казахстан рассчитывает, что такая встреча может состояться в этом году. Но он не стал называть даже предварительные сроки возможной встречи.
В принципе по итогам прошедшей в Москве международной конференции “Каспий – правовые проблемы” можно заключить, что никаких особых подвижек к решению затянувшейся проблемы стороны сделать так и не смогли. Ситуация вокруг водоема в целом осталась неизменной – с точки зрения некоторого сближения позиций пяти прикаспийских стран, достигнутого еще во время встречи рабочей группы спецпредставителей в Москве 23-24 января.
Экс-министр иностранных дел АР Тофик Зульфугаров считает достаточно обнадеживающим заявление В.Калюжного о том, что “декларация по урегулированию правового статуса Каспия практически готова”. Хотя ожидать чего-то значительного от прошедшей конференции, полагает он, было бы не совсем оправданно. “Потому что эта международная конференция все-таки не специальный форум, в рамках которого принимаются какие-то решения, согласовываются какие-то тексты. Следует подождать, потому что процесс этот сам по себе не простой. В регионе происходят сложные политические события, и в данном случае процесс определения статуса или приближения к нему как-то связан и с ними”.
“Проблема, на мой взгляд, в том, что методология определения срединной линии на основе ее разграничения, по крайней мере в отношении минеральных ресурсов, уже принята как единая тремя странами (РФ, Азербайджан, Казахстан). Неясную позицию занимает Туркменистан. Хоть он и декларирует готовность придерживаться срединной линии, но ее он хочет проводить от географических долгот – это несколько оригинальный подход. Особняком стоит Иран, который настаивает на своих 20%. Я думаю, что единство позиций трех стран, по крайней мере по разделению дна Каспийского моря и минеральных ресурсов, – это уже серьезный шаг вперед.
Я предполагаю, что методологические подходы при общем решении должны быть едины, то есть нельзя где-то на севере делить море по одной методике, а скажем на юге, востоке и западе – по другой. А то иногда складывается такое ощущение, что Казахстан и Россия определили между собой разделение дна, а вот в отношении Азербайджана несколько иной взгляд имеет место. Как-то В.Калюжный озвучил такой тезис, что Азербайджан должен по-своему определиться с Ираном. Это неприемлемо, методика для всех должна быть общей. А потом и смогут вступить в полную силу те соглашения, которые уже имеются”, – заявил Т.Зульфугаров.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год