Т.КАСИМОВА
Предвыборная кампания во Франции разворачивается. Премьер-министр страны Лионель Жоспен, уже заявивший о своем желании бороться за президентский пост, отправил в отставку министра сельского хозяйства Жана Главани – теперь ему предстоит возглавить предвыборный штаб премьера.
Должность же министра сельского хозяйства займет Франсуа Патриа. Всего во Франции насчитывается почти два десятка “соискателей руки Марианны”, как тут называют кандидатов в президенты. Состав весьма пестрый: 73-летний Ле Пен, местный “фюрер” и лидер национального фронта, центристы Байру и Мадлен (и это притом, что участие политиков центристского толка в президентских выборах во Франции вообще нехарактерно), левые и правые “суверенитисты” – Жан-Пьер Шевенман и Шарль Паскуа.
Есть и совсем уж “нетрадиционные” персонажи, вроде 20-летнего почтальона Пьера Безансоне, троцкиста по убеждениям, который представляет революционную коммунистическую лигу, председателя ассоциации охотников и рыбаков Франции Жана Сен-Жосса или популярного комического актера Дьедонне.
Тем не менее в центре внимания публики и прессы, как того и следовало ожидать, находится соперничество Жака Ширака и Лионеля Жоспена. Логика французской политической жизни вообще по традиции дуалистична: это прежде всего “гонка” между левыми и правыми. Правда, у представителям “третьих” партий тоже есть своя “политическая ниша”: сначала максимально “раскрутиться” в своей предвыборной кампании, поднять популярность – и партии, и себя, любимого. Маргиналы, как правило, этим и довольствуются.
А вот серьезные политики уже после того, как во второй тур пройдут традиционные соперники: “левый” и “правый”, – могут вступить в “политические переговоры” и в обмен на призыв к своим сторонникам голосовать за того или другого получить министерские посты. Что они, чаще всего, и делают – во всяком случае, когда еще мало кому известный политик-социалист Франсуа Миттеран бросил вызов президенту Франции Жискар д’Эстену, лидер французских коммунистов Жорж Марше призвал своих сторонников голосовать во втором туре за Миттерана, а после его победы на выборах во французском правительстве появились министры-коммунисты. Правда, продержались они там недолго, но это уже другая история. Однако нынешние выборы грозят опрокинуть традиционную политическую “архитектуру”.
Во всяком случае, левый “суверенитист” Жан-Пьер Шевенман весьма активно собирает под свои знамена как правых, так и левых, которые достаточно недовольны своими лидерами, чтобы четко решить не голосовать за них, но вот до перехода в “другой лагерь” еще не созрели. Его популярность уже достигла 15% по опросам общественного мнения. Многие журналисты строят прогнозы, кому Шевенман отдаст свои голоса: Шираку или Жоспену, и сходятся во мнении, что у премьера-социалиста на это куда больше шансов.
Но так ли уж исключено, что Шевенману удастся выйти во второй тур? Парадоксально, но наиболее сильным подспорьем здесь для него может оказаться… предвыборная кампания его главных соперников: Ширака и Жоспена, которым, как полагают во Франции многие, выход во второй тур гарантирован. Потому как основным ее элементом все больше становится пресловутое “разгребание грязи” – прием насколько эффективный, настолько и опасный.
Еще несколько десятков лет назад американские политологи сетовали: если вчера предвыборная кампания была “белой” и нас убеждали, какой отличный парень “наш” кандидат, за которого нас призывают голосовать, то теперь она “черная” и нам ежесекундно говорят: вы только гляньте, какой отвратительный тип его соперник! Главный “предвыборный скандал”, нацеленный против Ширака и его неоголлистской партии, стал “раскручиваться” еще задолго до старта предвыборной кампании.
Речь в нем, напомним, шла о целой системе незаконного финансирования голлистской партии и, естественно, предвыборной кампании ее лидера Жака Ширака. Автором ее во Франции считали бывшего сподвижника нынешнего президента, депутата с весьма подходящей на этот случай фамилией Шулер. Сам Дидье Шулер прибыл во Францию из Санто-Доминго как раз накануне старта предвыборной кампании.
В аэропорту его встретил полицейский эскорт. А сторонники Ширака, понимая, что Дидье Шулер может многое рассказать о финансовых махинациях “голлистов” еще в бытность Ширака мэром Парижа, то поторопились нанести упреждающий удар. Сначала главный стратег предвыборной кампании Ширака, бывший премьер-министр Франции Ален Жюппе, не сдержавшись, а может, точно рассчитав свой “эмоциональный всплеск”, заявил, что руководство соцпартии “ворошит дерьмо”. А потом “розовым” открыто напомнили о том, что и они не без греха – бывший министр-социалист Рене Тулад даже был взят под стражу.
Социалисты, однако, нанесли новый удар. Французские ученые обвинили правительство страны в том, что в 1986 году правительство недостаточно полно информировало население о радиационной опасности, возникшей в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Независимый институт CRIIRAD выдвинул против правительства Ширака иск, в котором обвиняет его в сокрытии от общественности сведений чрезвычайной важности.
По мнению ученых, власти в 1986 году не дали хода документам, подтверждающим реальность угрозы радиоактивного заражения территории Франции. Как сообщил директор CRIIRAD, парижская прокуратура уже приняла к рассмотрению иск ученых. Почему о событиях 1986 года ученые вспомнили только теперь, во время предвыборной кампании, можно рассуждать до бесконечности, но вот в том, что в научном мире Франции левые настроения традиционно сильны, сомневаться не приходится.
Естественно, в “дуалистичной” предвыборной кампании “компромата много не бывает”. Но вот с появлением третьего кандидата ситуация может коренным образом измениться. Вне зависимости от того, с социалистических или голлистских позиций последует очередной “залп” в “войне компроматов”, Шевенман может радоваться успеху и подсчитывать голоса вновь обретенных сторонников.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год