НУРАНИ
24 февраля, в воскресенье, находящаяся в оппозиции христианско-демократическая народная партия Молдовы отметила первую годовщину “большевистского правления”, то есть прихода к власти в стране коммунистов во главе с нынешним президентом Владимиром Ворониным.
По подсчетам независимых наблюдателей, в митинге протеста против пророссийской политики нынешнего молдовского руководства приняли участие около 100 тысяч человек. Причем, как подчеркивает лидер протестующих Юрий Рошка, на стороне оппозиции выступают представители интеллигенции, школьники, студенты и бизнес-сообщество, то есть наиболее активная часть населения. Молдовские правоохранительные органы первоначально сообщали, что в митинге приняли участие от 50 до 100 тысяч человек. Затем, спохватившись, стали оперировать цифрами на порядок меньше: мол, не больше 20 тысяч.
Столь впечатляющий митинг оппозиции, состоявшийся в минувшие выходные под лозунгами отставки президента Молдовы Владимира Воронина, судя по всему, оказался полной неожиданностью для официального Кишинева. В конце минувшей недели президент-коммунист вынужден был уступить митинговому давлению оппозиции: правительство официально объявило о том, что изучение русского языка в школах останется добровольным, а преподавание “Истории Молдовы”, которая, по плану коммунистического руководства, должна была заменить “Историю румын”, начнется не раньше, чем будут готовы учебники. Причем в пресс-службе президента открыто говорили журналистам, что “это решение принято для того, чтобы смягчить обстановку на проходящих ежедневно с 9 января митингах протеста”.
Предыстория событий уже излагалась в нашей газете. 29 декабря правящая партия коммунистов представила в конституционный суд законопроект о придании в Молдове русскому языку статуса второго официального и внесении изменений в основной закон страны. Законопроект предусматривал свободное использование в республике русского языка. При этом оговаривалось, что граждане Молдовы должны будут владеть обоими языками. Конституционный суд обязан был дать заключение на законопроект в течение 6 месяцев, а затем его должен был рассмотреть парламент. Следует напомнить, что придание русскому языку статуса второго государственного было одним из предвыборных обещаний партии коммунистов.
Однако уже 9 января в Кишиневе начались митинги протеста, организованные ведущей оппозиционной силой – христианско-демократической народной партией Молдовы. Первоначально их участники протестовали против коммунистической “реформы образования”, которую расценивали, как политику насильственной русификации независимой Молдовы. Однако очень скоро лозунги митингующих вышли за пределы сферы образования: требовали отказа от политики интеграции с Россией (а это главный предвыборный козырь Воронина), потом отставки самого президента.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. И можно сколько угодно гадать, как бы развивались события в Молдове, если бы власти этой страны свернули то, что одни называют “реформой образования”, а другие – “насильственной русификацией”, еще в январе-феврале, пока митинги в Молдове официальный Кишинев еще не назвал “попыткой госпереворота”. Вопрос, однако, в том, что в тот момент, когда власти Молдовы все-таки решили идти на уступки, время для поиска взаимопонимания и компромисса уже было безнадежно упущено.
В конце минувшей недели события достигли своей кульминации. Внимание масс-медиа и политических кругов к событиям в Молдове многократно возросло. Президент страны Воронин встретился с главами дипломатических миссий, аккредитованных в Кишиневе, и здесь ему пришлось клятвенно заверить присутствующих, что власти для разгона митинга силу не применят. Затем последовало заявление правительства об отмене “реформы образования”, которое, судя по всему, было воспринято не как сигнал к диалогу, компромиссу и мирному существованию, а как недвусмысленное проявление слабости. После чего оппозиция, похоже, полна решимости “дожать” Воронина.
Еще больше масла в огонь подливает и поведение России. Вслед за МИД, выступившим накануне со специальным заявлением по событиям в Молдове, в дискуссию включилась Госдума – во вполне предсказуемом ключе. Весьма пространный комментарий в связи с событиями в Молдове поместило РИА “Новости”.
По утверждению агентства, на 7 апреля в республике намечены выборы в местные органы власти, и по мере их приближения “усиливается давление, которое оказывают на эту страну различные международные политические и финансовые институты. На улицах Кишинева проходят нескончаемые митинги праворадикальной оппозиции, которые, как считают в Молдове, инспирированы и щедро финансируются из-за рубежа. Кампания по нагнетанию в Молдове внутриполитической напряженности явно синхронизирована и преследует совершенно очевидную цель: оказать жесткий нажим на официальный Кишинев с целью изменения заявленного президентом Владимиром Ворониным курса на сближение с Россией, политическую и экономическую интеграцию с Москвой.
Запад даже не пытался скрывать своего раздражения после того, как в ноябре прошлого года президенты Владимир Путин и Владимир Воронин подписали в Москве договор о дружбе и сотрудничестве между двумя государствами. Масла в огонь подлили ратификация молдовским парламентом соглашения о военном сотрудничестве с Россией, заявление Воронина о том, что Молдова не имеет планов вступления в НАТО, а также его выказывание о возможности присоединения республики в перспективе к Союзу России и Беларуси…”
Доказательств, что Запад финансирует оппозицию в Молдове, РИА “Новости”, понятное дело, не приводит, однако указывает: “Этого оказалось достаточно для того, чтобы небольшая страна, которая никому не угрожает и стремится к сотрудничеству, стала объектом жестких нападок. Инициаторами выступили Совет Европы и его “подведомственные структуры” – Парламентская ассамблея и конгресс местных и региональных властей.
В адрес Молдовы одно за другим посыпались ни на чем не основанные обвинения в “нарушении европейских стандартов демократии”. К наступлению на Кишинев открыто присоединился и Европейский союз. В его заявлении о внутриполитической ситуации в республике рисуется явно необъективная картина. И, наконец, в этом месяце к политическому давлению на молдовское руководство подключилась и находящаяся в Кишиневе миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе…”
Как уверены в РИА “Новости”, “руководству Молдовы дают ясно понять, что в случае продолжения не устраивающей Запад внутренней и внешней политики его отношение к республике может быть существенно скорректировано: например, прекратятся гуманитарная и техническая помощь, внешнее финансирование со стороны МВФ. Все это происходит в условиях, когда Россия и Соединенные Штаты являются активными партнерами по антитеррористической коалиции, а Москва развивает сотрудничество с ведущими европейскими странами, в том числе в области безопасности. Несмотря на это, на Западе, видимо, не спешат расставаться со стереотипами периода “холодной войны”.
Сегодня вряд ли возможно строить точные прогнозы, чем завершится нынешний кризис в Молдове. Понятно же одно: первый опыт возвращения к власти “настоящих” коммунистов, увы, трудно признать удачным.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год