Р.ХАЛЕДДИН
Вчера в Бакинском пресс-клубе прошла пресс-конференция, организованная адвокатом погибшего в прошлом году в полицейском участке инженера нефтяной компании 29-летнего Ильгара Джавадова Заманом Бабаевым. В мероприятии приняли участие отец И.Джавадова Алирза Джавадов и председатель Комитета против пыток Эльчин Бейбутов.
Напомним, что инцидент произошел в ночь с 12 на 13 мая 2001 года. Ильгар Джавадов вместе с другом Мусой Мустафаевым и супругой Джаннет Абдуллаевой после проводов в США близкого товарища возвращался домой. Недалеко от дома N 93 по проспекту Нефтчиляр к ним подъехала машина патрульно-постовой службы, в которой находились сотрудники Управления полиции Сабаильского района Исим Бекташи, Захид Гусейнов и Ислам Мирзоев. Выйдя из машины, полицейские потребовали у И.Джавадова документ, удостоверяющий его личность. Паспорта при нем не оказалось, но таковой имелся у жены Дж.Джавадовой, где было указано, что они являются супругами. Однако это не удовлетворило полицейских. Вызвав по рации подмогу, они затолкали Ильгара Джавадова в машину и заявили его жене и другу, что везут Ильгара в 9-е отделение полиции.
Пообещав Дж.Джавадовой вызволить друга, Муса Мустафаев отвез ее домой в поселок Монтина. Затем он взял с собой 50 долларов и направился в 9-е отделение полиции, где ему сообщили, что его друг скончался. Труп И.Джавадова был найден во дворе отделения.
После случившегося сотрудники полиции провели предварительное расследование и собрали показания, оказав, по словам З.Бабаева, психологическое давление на свидетелей случившегося. Незаконно собранные материалы были переданы следователю Назиму Нагиеву в прокуратуру Сабаильского района и в дальнейшем отрицательно сказались на ходе следствия.
По обвинению в смерти Ильгара Джавадова были задержаны полицейские Исим Бекташи, Захид Гусейнов и Ислам Мирзоев. В вину им инкриминировалась статья 125 (доведение до самоубийства) Уголовного кодекса. Но потом она была переквалифицирована в статью 309 (превышение служебных полномочий). В материалах уголовного дела говорится, что полицейские не причастны к смерти Джавадова. Наоборот, в деле отмечается, что Ильгар нарушил порядок и поэтому патрули отвезли его в отделение, чтобы тот немного успокоился. В дежурной части отделения полицейские, написав рапорт, сдали Джавадова дежурному. На этом их функции, якобы, были завершены.
Спустя некоторое время задержанные полицейские были освобождены под залог. Между тем результаты судебно-медицинской экспертизы, проведенной районной прокуратурой в комиссионном порядке на основании ходатайства потерпевшей стороны, показали, что И.Джавадов был сильно покалечен еще до смерти. То есть, покойный был избит до того, как его привезли в отделение.
Только после жалобы, поданной потерпевшей стороной 18 июня 2001 года в Бакинскую городскую прокуратуру, следствие оценило действия сотрудников дежурной части 9-го отделения полиции. Таким образом Фархад Мамедов, работавший в ту ночь ответственным дежурным, был привлечен к уголовной ответственности по статье 314.2 (халатность) УК.
Следствие затянулось на 9 месяцев. Любопытно, что спустя пять месяцев после случившегося к следствию была подключена актриса Азербайджанского национального драматического театра Кюбра Алиева, давшая показания в пользу обвиняемых полицейских.
По словам адвоката потерпевшей стороны, 6 июня прошлого года родные И.Джавадова выдвинули ходатайство с просьбой о проведении эксгумации трупа. 1 августа суд Сабаильского района под председательством судьи Юсифа Керимова своим решением удовлетворил ходатайство. Однако Сабаильская прокуратура не исполнила решения суда, нарушив статью 306.2 УК АР. Прокуратура сослалась на то, что отец покойного Алирза Джавадов отказался от проведения эксгумации.
Что же касается обвиняемых полицейских, то, по словам адвоката, Исим Бекташи после случившегося был принят в полицейскую академию и теперь является студентом первого курса. Из этого следует, что руководство Управления полиции Сабаильского района дало положительную характеристику на абитуриента Исима Бекташи. По утверждению же супруги покойной, основным зачинщиком случившегося является именно он.
23 декабря Алекпер Гусейнов сообщил З.Бабаеву, что следствие завершается, и ознакомил его с материалами дела. Адвокат посчитал бесполезным ходатайствовать во время следствия. Вскоре стало ясно, что, скоропалительно ознакомив потерпевшую сторону с материалами дела, следствие надеялось на подписание президентом амнистии, которая, по мнению правоохранительных органов, должна было совпасть с Днем солидарности азербайджанцев мира – 31 декабря. Под амнистию должны были попасть обвиняемые полицейские. Однако следствие просчиталось.
В настоящее время следствие в который уже раз приостановлено. Два раза основанием для этого послужил факт уклонения от следствия Фархада Мамедова. А потом и вовсе защите заявили, что для возобновления следствия необходимо дождаться приезда президента…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год