Азербайджанские правозащитники создали федерацию

З.ВЕЛИХАНОВА

Вчера в Бакинском пресс-клубе руководители пяти местных правозащитных организаций объявили о создании Азербайджанской федерации правозащитных организаций. По словам Лейлы Юнус, директора Института мира и демократии, объединение было вызвано требованием времени и ситуацией с правами человека в республике.

“Меня беспокоит фраза, высказанная Швиммером в ходе дискуссии по политзаключенным. Проблема политзаключенных тормозит следующие вопросы, которыми хотелось бы заняться СЕ: разрешение карабахского конфликта и возвращение карабахских беженцев в свои дома”, – заявил Э.Зейналов, глава Правозащитного центра Азербайджана. На одного политзаключенного приходится от полторы до двух тысяч беженцев. С другой стороны, правозащитные организации чувствуют на себе давление властей. Поэтому наступило время объединиться или, если быть точнее, оформить отношения, которые существовали ранее. Одним из результатов совместной работы можно назвать единый список политзаключенных, их 668 человек.

Предполагается, что федерация станет аналогом Координационного совета правозащитных организаций, который развалился в 1999 году. С тех пор в Азербайджане не было форума, в котором можно было бы обсуждать свои правозащитные проблемы.

В федерацию вошло пять организаций. Это Правозащитный центр Азербайджана (ПЦА), Комитет защиты прав нефтяников, гуманитарный центр “Эль”, Азербайджанский центр развития демократии и защиты прав человека, Институт мира и демократии (ИМД).

По словам Лейлы Юнус, федерация представляет собой коллегиальное объединение и речь о едином руководителе пока не идет. Тем не менее существует вероятность того, что года через два члены федерации захотят выбрать президента, добавила Эльмира Алекперова, глава гуманитарного центра “Эль”.

Членов федерации объединяет многолетняя совместная работа в защите прав заключенных, в том числе политических, они будут заниматься мониторингом пенитенциарной системы Азербайджана, развитием программ правового образования, защитой социально-экономических прав граждан, работой в провинциях страны, гендерным просвещением и исследованиями, отмечено в пресс-релизе федерации. И в дальнейшем, уже объединившись, мы готовы к осуществлению совместных проектов с государственными и международными организациями в указанной области, говорят правозащитники.

Что касается внутренних противоречий правозащитной братии, то, по мнению директора Правозащитного центра Эльдара Зейналова, слово “единство” чаще всего используется не оппозиционной или независимой прессой, а государственной. Эта идея несет в себе негативный задаток, считает он. В качестве примера он назвал Форум неправительственных организаций, возглавляемый Азаем Гулиевым.

В своих коллективных письмах в Совет Европы с просьбой не давить на Азербайджан или к Гейдару Алиеву участники форума ни разу не упоминалось слово “политзаключенный”, как будто здесь их нет. “Такое единство только мешает нашему делу. Все политзаключенные, которых освободили, а их около 300 человек, оказались на свободе только благодаря общественному давлению. И дело тут не в разных списках, проблема в том, что власти утверждают, что в Азербайджане нет ни одного политзаключенного”, – утверждает Э.Зейналов.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: