М.БАГИРОВ, Г.МАМЕДЗАДЕ
“Население Ходжалы – небольшого городка в Карабахе – составляло около 6 тысяч человек. Немало таких населенных пунктов стояло на пути армянских захватчиков, преследовавших цель прибрать к рукам Нагорный Карабах. Вооруженные формирования Армении осуществили этническую чистку в Ходжалы. Ходжалы – это забытая на Западе трагедия, но живая в памяти азербайджанцев, которые каждый год поминают эту дату”. Об этом говорится в сборнике материалов, посвященном ходжалинской трагедии и подготовленном Американо-азербайджанским советом.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские вооруженные формирования уничтожили сотни мирных граждан. 613 человек, в том числе 106 женщин и 23 ребенка, были убиты, 487 получили различные увечья, 1275 прошли ужасы армянского плена, 150 – пропали без вести. Ходжалы сравняли с землей.
“Несмотря на всю чудовищность акции, – говорится в издании, – учиненной армянскими войсками в отношении гражданского населения Ходжалы, конгресс США принял решение не о применении санкций к Армении, а наоборот – к Азербайджану, которые сохраняли силу на протяжении 10 лет и были временно приостановлены решением президента Дж.Буша. После Ходжалы армянские войска продолжили свое наступление на азербайджанские земли, захватив 7 районов, включая Лачин и Шушу.
Затем они приступили к тотальной депортации всех азербайджанцев, живших на оккупированных территориях. По сегодняшний день 20% земель Азербайджана находится под оккупацией и миллион азербайджанцев живет в палаточных лагерях как вынужденно перемещенные лица. Армения продолжает прикрываться маской жертвы, но настоящие жертвы – это безмолвное множество людей Азербайджана – вот уже 10 лет после ходжалинской трагедии…”
В сборнике приводится подборка сообщений, опубликованных в западной прессе по поводу ходжалинской трагедии.
“Ньюсуик”, ноябрь 1993
За прошедшие 7 месяцев армянские войска и танки пронеслись по Азербайджану… Друзья могущественного армянского лобби в Вашингтоне, включая правительство США, застыли в ужасе. “То, что мы видим сейчас, есть систематическое разрушение каждой деревни на их пути, – сказал высокопоставленный представитель госдепа. – Это – вандализм”.
“Бостон сандэй глоуб”, 21 ноября 1993
Джон Ауэрбах из Чакхарли, Азербайджан
Колонны запуганных и беспризорных детей, рыдающие матери, зловоние, болезни и море потерянных лиц в этом лагере беженцев. По оценкам ООН, в Азербайджане более 1 млн. беженцев – одна седьмая часть населения этой бывшей советской республики.
“Сандэй таймс” (Великобритания), 8 марта 1992
Резня. Томас Гольтц был первым репортером, сообщившим о резне, устроенной армянскими солдатами. “Ходжалы был неплодородным азербайджанским городом, с пустыми магазинами и грязными дорогами без деревьев. Тем не менее он был домом для тысяч азербайджанцев, которые в лучшие времена возделывали поля и разводили гусей. На минувшей неделе он был стерт с лица земли”.
“Таймс” (Великобритания), 3 марта 1992
Резня раскрыта, Анатолий Ливин: “Более 60 тел погибших, в том числе женщин и детей, были обнаружены на склонах холмов в Нагорном Карабахе, что подтвердило утверждения о резне азербайджанских беженцев, учиненной армянскими войсками. Сотни беженцев до сих пор не найдены”.
“Сандэй таймс” (Великобритания), 1 марта 1992
Армянские солдаты вырезали сотни семей беженцев. Уцелевшие сообщили, что армянские солдаты расстреляли более 450 азербайджанцев, многие из которых женщины и дети. Сотни, возможно, тысячи пропали. “Они стреляли, стреляли, стреляли”, – сказала Разия Асланова, прибывшая в Агдам с другими женщинами и детьми, бежавшими из Ходжалы. Она сказала, что ее муж Каюн и приемный сын были убиты, а дочь пропала.
“Вашингтон пост”, 28 февраля 2002
Жертвы Нагорного Карабаха погребены в азербайджанском городе: “Беженцы говорят о том, что сотни людей погибли при нападении армян. Тела семерых погибших показали сегодня, двое были детьми и трое женщинами. 120 беженцев находятся в агдамском госпитале, на телах многих множество колотых ран”.
“Эйдж Мельбурн” (Австралия), 6 марта 1992
Хэлен Вумак из Агдама, Азербайджан: “Точное число жертв все еще не ясно, но нет ни малейшего сомнения, что на прошлой неделе азербайджанские гражданские лица были уничтожены армянской армией в снежных горах Нагорного Карабаха”.
Саму общественно-политическую атмосферу того времени передают воспоминания председателя Бакинской ассоциации женщин Азербайджана Зарифы Салаховой. По ее мнению, в том, что произошла ходжалинская трагедия, виновна центральная власть, которая оказалась не способной дать отпор армянским бандформированиям. “15 февраля 1992 года я повезла в Агдам сигареты для солдат. Последующие два дня я объезжала батальоны, которые таковыми даже язык назвать не поворачивается.
Только в подразделении Гатыр Мамеда в Агдаме чувствовалась какая-то организованность. Во всех остальных можно было по пальцам пересчитать автоматчиков, и больше никого. Я была убита увиденной картиной. В те дни, что я находилась там, армяне обстреливали Агдам, ракеты попадали в жилые дома. В городе царило смятение, которое нагнетали беженцы из окрестных сел, захваченных армянами, – Малыбейли и Гушчулар. Эти люди собрались на площади перед зданиями исполкома и штаба заместителя командующего Тахира Алиева. Однако никто из представителей командования и местной власти к ним даже не вышел. Хотя, я сама видела в гостевом доме Дадаша Рзаева, который был так называемым министром обороны.
На следующий день прибыла первая группа представителей СБСЕ, которая встречалась с беженцами, самими жителями Агдама. Я тоже рассказала об увиденном. Тут я приметила нескольких русских парней. Одного из них подвели к представителям СБСЕ, и они начали о чем-то говорить. Выяснилось, что это солдаты из 366-го полка. Они рассказали, что бежали в январе, – я сразу же вспомнила сообщения российских и мировых СМИ о том, что 10 солдат 366-го полка были похищены и зверски уничтожены азербайджанской стороной. Оказалось, что эти 10 солдат, в тот момент в Агдаме их было семеро, служили на контрактной основе в Нахчыване. Они рассказали, что их обманным путем перебросили в Гянджу, где они должны были служить в гянджинской дивизии, а оттуда в Степанакерт.
Так они попали в 366-й полк, совершавший, по их словам, ночные вылазки на азербайджанские села. Эти ребята рассказали мне, что весь офицерский состав, прапорщики, солдаты сверхсрочной службы 366-го полка были армяне, а контрактники должны были ремонтировать боевую технику. Эти 10 солдат и бежали в азербайджанские села, где нашли приют у местных жителей. Однако вскоре началось армянское наступление и двое беглецов погибли. Еще одному с помощью местных жителей удалось вернуться на родину. Когда я повстречала этих ребят, они уже неделю, как находились в Агдаме. Да, их кормили, но никто не думал о том, что с ними делать дальше.
Я обратилась к руководителю местного отделения МНБ, объяснила ситуацию и попросила разрешения вывезти солдат в Баку, чтобы весь мир узнал правду о так называемом истреблении 10 военнослужащих 366-го полка. В это время в Агдаме идут разговоры о необходимости открытия коридора на Аскеран, поскольку эта дорога была заминирована. 16 февраля из Гянджи в Агдам были переброшены 8 танков. В беседе со мной командир гянджинской дивизии сказал, что для того, чтобы открыть дорогу на Аскеран, надо, чтобы из Баку были доставлены 10 катков, которые можно будет установить перед танками. Катки так и не прибыли…
Командир гянджинской дивизии распорядился выдать контрактникам военные билеты, военную форму, и мы отправились в Баку. Один из солдат остался в Гяндже, поскольку ему оставалось служить всего полгода. После прибытия 19 февраля мы поехали в президентский аппарат, где договорились о пресс-конференции для иностранных журналистов и встрече с главой государства А.Муталибовым. Нас пропустили, и мы стали ожидать в приемной. Солдаты попросили у меня листы бумаги, чтобы взять автограф президента. Я дала им календари Всесоюзного общества книголюбов, в котором я состою. В этот момент входит докладчик президента и говорит, что президент примет нас позже, пока же нам предложили подняться в конференц-зал. Началась пресс-конференция, среди журналистов был и Чингиз Мустафаев. Он и предложил отвезти солдат в Москву и созвать пресс-конференцию там.
Мы поднялись к пресс-секретарю президента Расиму Агаеву, чтобы обсудить этот вопрос. Он позвонил и договорился об этом с нашим посольством. Когда я дала Р.Агаеву календари для получения автографа у президента, он возвратил мне их вместе с визитками А.Муталибова, на которых стояли автографы. Он так и не принял солдат, прибывших с передовой. О каком верховном главнокомандующем может идти речь? Не говоря о том, что, когда я повезла этих солдат в Москву, провела там пресс-конференцию и вернулась, президент назначил министром обороны того самого Тахира Алиева, не сумевшего организовать оборону Агдама”…
Все дни, предшествовавшие очередной годовщине ходжалинской трагедии, в Баку проходили различные мероприятия – конференции, “круглые столы”, траурные шествия. Вчера с обращением к народу обратился президент страны Гейдар Алиев.
“Ходжалинская тpагедия, – говорится в обращении, распространенном агентством “Туран”, – стала пpодолжением и самой кpовавой стpаницей политики этнических чисток и геноцида азеpбайджанцев, систематически пpоводимой на пpотяжении 200 лет аpмянскими национал-шовинистическими кpугами”. Сегодня пеpед пpавительством и наpодом Азеpбайджана, отмечается далее в документе, стоит задача добиться пpизнания чудовищных пpеступлений аpмян пpотив азеpбайджанцев в Hагоpном Каpабахе как актов геноцида. Междунаpодная политико-пpавовая оценка ходжалинской тpагедии, наказание ее идеологов, оpганизатоpов и исполнителей важно, чтобы такие пpеступления пpотив человечности не повторялись в будущем, говоpится в обpащении.
По поводу того, что в Ходжалы действительно имел место геноцид, довольно четко было заявлено на минувшей неделе, как сообщала наша газета, Институтом по правам человека Национальной академии наук Азербайджана. Был представлен экспертный доклад под названием – “Ходжалинская трагедия как международное преступление – составная часть целенаправленной политики геноцида Республики Армения против азербайджанского народа”.
Как сообщил “Эхо” директор академического института профессор Ровшан Мустафаев, материалы по данному вопросу уже направлены в Милли меджлис, парламенты Турции, Грузии, России и других государств, в международные и неправительственные организации и центры азербайджанской диаспоры в зарубежных странах. По словам профессора, документ размещен на сайте “Тюркского форума” и “уже получены десятки откликов”.
Вчера же в мечети “Тезе Пир” Духовное управление мусульман Кавказа организовало поминальную церемонию. Почтить память тех кровавых событий 1992 года прибыли и главы ряда дипломатических миссий – Турции, Ирана, Ирака, Румынии и других, депутаты и представители общественности.
Глава ДУМК шейх уль-ислам хаджи Аллахшукюр Пашазаде зачитал перед собравшимися, в числе которых были и беженцы из Ходжалы, текст обращения, адресованного всему мировому сообществу. Обращаясь от имени верующих Азербайджана, глава ДУМК просит дать справедливую оценку ходжалинской трагедии, унесшей жизни сотен невинных людей, в том числе женщин и детей. “В истории Азербайджана немало трагических страниц, вписанных армянским экстремизмом. Ходжалы – очередное следствие исторической безнаказанности.
Трагедию Ходжалы можно было предотвратить, если бы голос Азербайджана был услышан, когда происходили кровавые события в Аскеране, Сумгайыте, но они получили одностороннее освещение. На протяжении нескольких столетий сотни тысяч мирных азербайджанцев стали жертвами армянских террористов, но разве они предстали перед мировым сообществом как преступники?”.
Религиозные деятели задают вопрос: “А если бы события 11 сентября произошли не в США, а в Баку, разве они получили бы аналогичную реакцию со стороны мировой общественности, выступившей под знаменем Америки, в борьбу с международным терроризмом?”. И в данном случае, считает А.Пашазаде, уместно вспомнить о политике “двойных стандартов”, которая все еще доказывает свою состоятельность. Глава ДУМК выразил надежду, что справедливость восторжествует и ходжалинская трагедия получит должную оценку в мире.
В то время, как поминали жертв ходжалинской трагедии, ее непосредственные свидетели – выжившие беженцы – рассказывали журналистам о своих сегодняшних проблемах. Женщины-ходжалинки сетовали, что их вспоминают лишь раз в году, выдают помощь в размере 25 тысяч манатов “на хлеб”, а все их обращения во всевозможные инстанции с просьбой о решении жилищных и других вопросов остаются без ответа…
Беженцы из Ходжалы также приняли обpащение в ООH, ОБСЕ и Совет Евpопы, в котоpом потpебовали пpивлечь внимание миpовой общественности к геноциду азеpбайджанцев, учиненному аpмянами в февpале 1992 года в Hагоpном Каpабахе. В обpащении, как сообщает “Туран”, выpажается убежденность, что миpовое сообщество осудит агpессию Аpмении пpотив Азеpбайджана, будет способствовать восстановлению теppитоpиальной целостности Азеpбайджана, миpному и спpаведливому уpегулиpованию конфликта.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год