Дж.ИБРАГИМОВА
“Если нам и суждено умереть, то мы умрем здесь. Никуда отсюда не съедем!”. Жители оползневой зоны Баиловского склона никак не поддаются на уговоры городских властей получить предоставляемую им от государства компенсанцию и переселиться с этого опасного участка Баилово.
Не помогают и заверения вице-премьера Азербайджана и председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Абида Шарифова. Впрочем, в последнем своем слове по этому вопросу вице-премьер был достаточно резок. “Правительство ни в коем случае не собирается менять установленные тарифы, и торговаться здесь незачем”, – заявил А.Шарифов в интервью нашей газете.
Как известно, на Баиловском склоне расположены 300 домов, из которых с момента оползня были переселены жильцы 49. Порядка 40 домов находятся в крайне опасном месте. Несмотря на то, что примерно половина домов, расположенных в опасной зоне, – это незаконные постройки, государство готово выплатить компенсации всем жильцам, пострадавшим в результате оползня. На это из бюджета выделены средства.
Но согласованные с соответствующими структурами условия выплаты компенсации, что каждый квадратный метр площади дома будет компенсирован жильцам в размере 900 тыс. манатов, устраивает далеко не всех. Большинство жильцов не скрывает своего недовольства суммой компенсации. По словам одного из них Мирали Вахабова, проживающего здесь вот уже более 30 лет, его дом является частной собственностью, а потому в случае с ним необходимо заключение отдельного договора на продажу. “Я слишком много вложил в свой дом, чтобы сегодня продавать его за 5 тысяч долларов”.
Именно эта сумма, согласно “правительственной” расценке, полагается за дом, если семья состоит из 1 человека. Цена, а точнее компенсация за дом, увеличивается до 20 тыс. долларов, если в доме прописано более 6 членов семьи. Как считает вице-премьер, “если же эти лачужки вывести на аукцион, то никто выше 3 тысяч долларов за них и не даст”.
Однако жильцы злополучного района думают иначе. По их мнению, невзирая на существуёщую опасность, близкое расположение данной местности к центру города уже гарантирует гораздо более высокую компенсацию. “За те деньги, которые нам предлагают, мы сможем купить в лучшем случае квартиру в микрорайоне. А ведь мы, по сути дела, прожили в центре всю свою жизнь. Что, в 60 лет начинать все заново и на периферии?”, – возмущается М.Вахабов.
Да и в исходящую от расположения на крутом склоне оползневую опасность жители 40 “взбунтовавшихся” домов не верят. А, может, просто не хотят верить. “Если бы здесь была опасность схода оползня, то прямо у подножия склона не разместился бы офис иностранной нефтяной компании”, – говорит другая жительница Саадет Азизова, чей дом, подлежащий сносу, расположен чуть выше офиса этой компании. На все указания несправедливого подхода в определении подлежащих сносу домов жильцам твердят, что, к примеру, офис данной компании вне опасности. “Следуя их логике, выходит, что если наш дом сползет, то офис компании останется невредимым”, – рассуждает С.Азизова.
Многие из жильцов опасной зоны, получив причитающуюся им компенсацию, уже съехали из полуразрушенных домов. Однако справедливости ради нужно отметить, что большинство из этих людей являлись беженцами и проживали здесь не на законных основаниях. Дома их и вправду все более походили на употребленное вице-премьером выражение “трущобы”. А потому и подобная компенсация со стороны государства была воспринята ими, как “подарок судьбы”.
Что же касается домов жильцов, не согласных с компенсацией, то они, представляют собой достаточно основательные постройки, в которые действительно было вложено много труда и средств.
“Из всей этой истории напрашивается простой вывод: наши дома, а точнее землю, на которой они стоят, хотят продать. А от нас избавиться вот таким несправедливым образом”. Этой точки зрения придерживаются практически все жители данного участка Баиловского склона.
Противостояние “взбунтовавшихся” и городских властей сохраняется. Также сохраняется и опасность оползней в зоне Баилово. И ставшие более частыми колебания земной поверхности в Баку усиливают их вероятность. Так утвержают ученые.
Правда, и здесь без разногласий не обходится. В результате оперативных наблюдений Национальной службы геологической разведки установлено, что после произошедшего 7 марта 2000 года оползня на Баилово каких-либо серьезных изменений в геологической структуре этого района, которые могли бы повторить катаклизмы в этой части Баку, не наблюдается. Дополнительный мониторинг оползневых процессов в Баиловской зоне, а точнее в районе фуникулера, продолжается. Как и продолжаются уговоры городских властей покинуть опасный, с их точки зрения, участок.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год