НУРАНИ
Сегодня на всем постсоветском пространстве вряд ли кого-то можно удивить громкими нераскрытыми убийствами. Как правило, все развивалось по стандартной схеме: сначала информация об очередном громком убийстве, затем в прессе высказывались возможные версии, от вполне правдоподобных до самых фантастических, после чего, как правило, наступала долгая пауза, постепенно переходившая в забвение.
Но, судя по всему, убийство в подъезде собственного дома на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге 9 ноября 1998 года Галины Старовойтовой, которая для одних остается яркой предствительницей российских “демократов первой волны”, а для других – ведущей армянской лоббисткой, может оказаться неожиданным исключением. Согласно сообщению ряда российских СМИ со ссылками на спецслужбы, в этом деле могут появиться первые обвиняемые.
В Праге задержаны главные подозреваемые в убийстве Галины Старовойтовой: Юрий Бирюченко по кличке “Танкист” и Виктор Кудряшов. Оба в свое время были членами довольно крупной банды, на счету которой – целая серия громких преступлений. Власти Чехии уже дали “добро” на их экстрадицию, и в ближайшее время за ними отправятся сотрудники российского национального центрального бюро “Интерпола” и бойцы СОБРа.
Как полагают в правоохранительных органах, именно Бирюченко 9 ноября 1998 года стрелял в Галину Старовойтову и ее пресс-секретаря Руслана Линькова из автомата “Аграм-2000”, а Кудряшов, переодетый в женщину, стоял “на атасе” (многие свидетели убийства видели выходивших из подъезда мужчину и женщину). Правда, из новой “официальной версии” не совсем понятно, кто же стрелял из пистолета “Беретта-Горгона”, пули из которого также были найдены на месте преступления, если Кудряшов стоял “на атасе”, а у Бирюченко в руках был “Аграм-2000”.
Пока не ясно, выполняла ли банда заказ или же действовала по собственной инициативе.
История банды, куда входили Кудряшов и Бирюченко, началась в 1995 году, когда отставной прапорщик Владимир Борисов познакомился с питерским “авторитетом” Александром Анисимовым, более известным под кличкой “Акула”, и начал сколачивать свою “группу”. Действовала банда под “крышей” частного охранного предприятия “Фалкон”, а входили в нее главным образом бывшие бойцы спецподразделений – всего около 20 человек. За “подготовку кадров” в банде отвечал именно Юрий Бирюченко, бывший танкист, дважны судимый за убийство солдат. Один раз офицер расстрелял прямо в армейской столовой нагрубившего ему солдата, другой раз раздавил своего подчиненного танком(!). Причем оба раза ему удавалось практически выйти сухим из воды: в первый раз суд признал, что офицер действовал “в состоянии аффекта”, а во второй раз ограничился двумя годами условно.
По данным МВД, “Фалкон” обложил данью значительную часть питерских коммерсантов, причем особо строптивых предпринимателей просто убивали. Выполняла “фирма”, состоявшая из бывших военнослужащих, и заказные убийства.
В деле “Фалкона” уже всплывают удивительные факты, Танкист Бирюченко тренировал своих “подопечных” на военных полигонах, а на устраиваемых им лекциях конспирации, приемам изменения внешности, ведению наружного наблюдения и т.д. “братков” учили… работники спецслужб. Более того, когда в том же 1998 году, когда и была убита Старовойтова, правоохранительным органам удалось арестовать 12 человек, составлявших костяк группировки, вокруг ее дела стали происходить удивительные вещи: после того, как в конце минувшего года над ними начался суд, прокуратура “по недоразумению” “забыла” продлить срок содержания задержанных, и их попросту выпустили на свободу.
В деле Старовойтовой и так уже было немало “странного и необъяснимого”: и появление в ее предвыборном офисе мужчины и женщины, которые, как оказалось, устанавливали там “жучки”, а потом представились сотрудниками ФСБ, и попытка ФСБ заполучить домашние адреса “демороссов”.
Еще более богатую “пищу для размышлений” дает уже неоднократно упоминавшееся в прессе, в том числе и азербайджанской, расследование телепрограммы “Совершенно секретно”, сотрудники которой попытались проследить путь автоматов “Аграм-2000” и в результате вышли на след некоей “пушкинской” преступной группировки, чьи боевики были вооружены таким оружием. Во главе ее стоял Акоп Юзбашев. Неоднократные попытки арестовать его к успеху не привели, причем “крестного отца” Акопа Юзбашева выводили из-под удара сотрудники МВД весьма высокого ранга.
В деле оказалась замешанной ФСБ – уровень “прикрытия” был существенно выше, чем обычное следствие подкупа милицейского начальства. Наконец не исключено, что укороченные автоматы “Аграм-2000” были завезены в СССР в декабре 1988 года после землетрясения в Армении, когда груз многих прибывавших туда самолетов таможней не досматривался. Во всяком случае сам факт массового завоза оружия иностранного производства в СССР в рамках “гуманитарной помощи” подтверждали и высшие чины российских спецслужб.
Как известно, с армянским политическим истэблишментом Галина Старовойтова была связана более чем тесно, а в Армении, с ее богатейшим “террористическим прошлым”, заказные убийства и покушения уже давно – весьма популярный способ решения политических споров.
Наконец все то, что в той или иной степени связано с деятельностью силовых структур, прежде всего ФСБ, в Санкт-Петербурге, в сегодняшней России приобретает совершенно особый смысл. И подробности сотрудничества “действующих” спецслужб с криминальным “Фалконом” могут оказаться весьма неприятным сюрпризом для многих в самых высших эшелонах власти. Иностранная пресса уже намекала, что в окружении российского президента есть люди, так или иначе связанные с “русской мафией”.
Как указывает пресса, узнав, что речь идет о подозреваемых в убийстве Галины Старовойтовой, власти Чехии максимально ускорили процесс самой процедуры экстрадиции. Но весь вопрос в том, так ли уж рады будут видеть в России Бирюченко и Кудряшова.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год