Т.ГАРИБОВ
В Соединенных Штатах продолжается официальный визит президента Пакистана Первеза Мушаррафа. Президент США уже принял своего пакистанского коллегу и, по сообщениям Би-би-си, просто осыпал его комплиментами. Буш отметил важность участия Пакистана в антитеррористической коалиции, сказав, что эта страна – один из ключевых членов этого союза. Учитывая такой поворот в отношениях между Вашингтоном и Исламабадом, СМИ приводят некоторые факты как о приходе к власти Мушаррафа в Пакистане, так и о предыдущих отношениях между этими странами. Как известно, генерал Мушарраф пришел к власти после военного переворота в 1994 году, а отношения Штатов к Пакистану после этого были не очень дружелюбными. Так что же заставило изменить отношение сторон друг к другу?
Делая вывод из прошлого, становится ясным, что последствия сентябрьских терактов не прошли и мимо отношений Вашингтона с Исламабадом. Если до 11 сентября у Пакистана были тесные связи с режимом “Талибан”, то после этой даты в Исламабаде кардинально пересмотрели свою позиции в этом вопросе. После 11 сентября Мушарраф, сделал выбор между США и антиамериканскими группировками и выбрал первых в свои союзники. С этим связаны его последующие действия в сфере обеспечения американских спецслужб информацией и предоставления пакистанских авиабаз для американских военных.
За океаном оценили выбор Мушаррафа и президент Буш начал с комплиментов в адрес своего коллеги, снял большую часть санкций и выделил Пакистану кредит на сумму более 100 млн. долларов для устранения дефицита госбюджета. Кроме того, Штаты также простили Исламабаду часть 3-миллиардной задолженности. Также на переговорах было достигнуто соглашение и о финансировании ряда программ в сфере образования и инвестиций, а также правоохранительных органов в контртеррористической области и в борьбе с наркоторговлей. Осуществление этих проектов будет подробно обсуждаться во время визита министра внутренних дел Пакистана в Штаты. В экономической сфере США и Пакистан решили создать постоянный американо-пакистанский совместный экономический форум. Но максимальных целей Мушарраф на Западе все-таки не добился.
Как передает Би-би-си, просьбу Мушаррафа о получении 28 истребителей Ф-18 не удовлетворили. Препятствием этому стал не Белый дом, а конгресс США, тем самым наказав Пакистан за попытки создания атомной бомбы. Единственное, чего добился Пакистан в военном вопросе, – это расширение контактов между США и Пакистаном. При всем этом США и Пакистан договорились о возобновлении работы оборонной консультативной группы двух стран для обсуждения контактов между вооруженными силами на двухсторонней основе. Также Буш заверил Мушаррафа в том, что США выделят в 2003 году 1 млн. долларов на финансирование программ обучения и подготовки пакистанских военных в США.
Другим печальным моментом для Мушаррафа стало нежелание Буша снизить текстильный тариф на пакистанские продукты до конца 2004 года. Против этого выступили американские текстильные фабриканты, так как более дешевый в цене пакистанский текстиль вряд ли найдет себе конкурентов в США. Пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер отметил, что переговоры по этому поводу продолжатся в будущем.
Без внимания в ходе этого визита не остался и индийский вопрос. Президент Пакистана не забыл в очередной раз обвинить Дели в нежелании начать переговоры по прекращению военных действий. Это сообщение передала американская телекомпания ABC News. США же занимают своеобразно либеральную позицию в этом вопросе.
Буш уже отметил во время встречи с Мушаррафом, что Соединенные Штаты готовы принять участие в разрешении конфликта между Исламабадом и Дели после того, как обе стороны начнут переговоры. В свою очередь Мушарраф в интервью телеканалу PBS после встречи с Бушем сказал, что Исламабад выведет свои войска с приграничных территорий сразу же после того, как это сделает Индия.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год