Ч.МАМЕДОВ
По сообщению агентства “Туран”, Агрокредитный фонд установил фиксированные процентные ставки по кредитованию фермерства в Азербайджане. А выглядят они теперь следующим образом: по кредитам фермерских союзов – 12% годовых, по ссудам для отдельных фермеров (в зависимости от профиля деятельности) в сфере животноводства – 15%, зерноводства – 16%, переработка и производство сельхозпродукции соответственно – 17% и 18%. Размеры кредитов (от 2 до 20 млн. долларов), сроки погашения которых определены в рамках 3 – 30 месяцев, зависят от осуществляемых сельхозпроектов.
Собственно, сама проблема кредитования азербайджанского фермерства, пожалуй, стала притчей во языцех. Причем еще изначально – с момента получения крестьянами земли в частную собственность. Ведь даже по горячим следам “триумфального” шествия приватизации в аграрном секторе страны нетрудно было понять, что частные крестьянские хозяйства будут работать (если вообще будут) практически на удовлетворение своих собственных потребностей, а говорить о развитии товарного хозяйства в этой сфере экономики страны вообще не придется.
И прежде всего потому, что у новоявленных фермеров не было стартового капитала. Разговоры, дискуссии и просто декларации по этой проблематике звучали на самых разных уровнях все последние несколько лет. Сыпались как из рога изобилия и многочисленные прожекты финансирования фермерства.
Были среди них и наиболее приоритетные, предложенные международными финансовыми институтами (ВБ и различными агентствами, фондами по развитию сельского хозяйства в стране) – создание в аграрном секторе страны так называемых пилотных (образцовых) хозяйств. Только до недавнего времени за счет грантов и кредитов в стране реализовывалось до 15 таких проектов. Самый крупный проект “Кредитование и развитие сельского хозяйства в Азербайджане”, согласно которому ВБ в течение 10 лет планирует выделить на это дело 100 млн. долларов.
Программа предусматривает создание региональных кадастров и проведение регистрации земельных наделов, информационные и консультационные услуги, создание кредитных союзов и групп заемщиков и т.д. Ряд программ проводятся по линии Евросоюза (ТАСИС), имеются также программы Исламского банка, некоторая помощь со стороны правительств Японии (поставки по лизингу сельхозтехники), Великобритании.
Тем не менее все эти меры оказываются недостаточными, чтобы кардинально изменить ситуацию в аграрном секторе.
Между тем, судя по всему, для нищего азербайджанского фермерства планируется создать демонстрационные зоны (ориентиры) в том, как вообще нужно пахать, сеять и сажать, собирать и хранить, перерабатывать и реализовывать богатые урожаи сельхозпродукции. Если это шутка – то очень грустная.
Кстати, еще пару лет назад местные эксперты называли астрономическую (по нынешним меркам) сумму в $1,2 млрд., которая определяет потребности агросектора в оборотных капиталах для производства сельхозпродукции, из коих около $350 млн. должны представлять кредитные ресурсы нашим фермерам. Ясное дело, что таких денег у правительства конкретно на фермерство нет. Ничего хорошего не сулит фермерству и интеграция в т.н. фермерские кредитные союзы, уставной фонд которых еще на старте был установлен Нацбанком в размере никак не меньше… $5 млн. Надо думать, что если даже объединить в союз половину всех фермеров, такую сумму он вряд ли наскребет.
Никто не спорит, что есть в стране финансовые институты (и Агрокредитный фонд не исключение), которые готовы предоставить фермерам ссуды под “хорошие” проценты. Но на деле и здесь не все благополучно: не секрет, что зачастую пресловутая “шапка” с лихвой “поедает” не только эти процентные ставки, но и львиную долю самой ссуды или кредита.
А ко всему прочему (чиновничий произвол, отсутствие в сельских регионах нормального энерго- и газоснабжения, удобрений, воды для полива, учет неблагоприятных погодных условий и др.) даже те широко разрекламированные правительственные подачки в виде налоговых льгот фермерам сроком на 5 лет вольно или невольно превращаются в обычную насмешку. Но зато – земельная реформа в Азербайджане “самая-самая”…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год