“Большая стирка” в Союзе кино Азербайджана

Д.Каракмазли

Как мы уже сообщали, в помещении кинотеатра “Азербайджан” состоялась конференция Союза кинематографистов “Отечественное кино – итоги и перспективы”. Вероятно, давно в прекрасном зале этого кинотеатра атмосфера не накалялась до такой температуры. Что, впрочем, понятно – наболело за эти годы в отечественном кино многое. “Кино, как выразился драматург Эльданиз Кулиев, только из проблем сегодня и состоит”.

Правда, вначале было похоже на то, что форум кинематографистов пойдет по заранее составленному сценарию. Но лишь до тех пор, пока кинорежиссер Ляля Сафарова не поинтересовалась, “а существует ли вообще такая организация, как Союз кинематографистов Азербайджана?”

На этот вопрос председательствующий первый секретарь Союза кинематографистов Расим Балаев ответил: “Ну, конечно”, чем вызвал смех в зале. Но, как оказалось, все не так смешно, и вопрос Л.Сафаровой имел под собой подоплеку. Дело в том, что в членских книжках Союза кинематографистов указано только членство Конфедерации кинематографистов стран СНГ.

Но вначале было слово, правда, очень пространное – обзор профессора Рахмана Бадалова современного состояния киноискусства в Азербайджане с экскурсом в прошлое. Р.Бадалов подчеркнул, что Азербайджан – единственная страна в СНГ, после России, принявшая закон “О кино”. А раз есть закон, значит, будет и кино. Правда, как признал сам Р.Бадалов, его доклад в основном состоял больше из вопросов, чем из ответов.

Вопросы были, в частности, такие: можно ли снять фильм о женщинах, торгующих своим телом в Дубае? Драматург Э.Кулиев уточнил, что снимать следует не об этих женщинах, а о социальных проблемах, толкающих этих женщин на подобный путь.

Наметив пути развития художественного и документального кино, докладчик завершил свое выступление призывом повернуть кино к познанию самих себя. “Если вы не можете изменить кино, не обвиняйте его”, – сказал профессор Бадалов. – Используйте его возможности”. В выступлении профессора было и немало ценного, но правда, как заметили в зале, годного для научного семинара, но не для “многострадальной” кинематографической братии, желавшей поговорить о наболевшем.

И потому, когда первый секретарь союза Р.Балаев призвал присутствующих прокомментировать доклад, все заговорили не об общих проблемах кино, а о конкретных. И это естественно – с последнего сьезда кинематографистов прошло уже добрых 7 лет. И проблем накопилось множество.

Кинорежиссер Рамиз Мирзоев предложил в мае этого года отчитаться перед зрителями за работу последних 10 лет – провести кинофестиваль и показать продукцию азербайджанских кинематографистов. И причем не только в кинотеатрах, а развернуть дискуссию со зрителем, в том числе и в Интернете.

Кинорежиссер Джамиль Кулиев затронул вопрос подготовки кадров. Он сообщил, что уже открыты факультеты кинорежиссеров, кинооператоров, кинодраматургов. Налаживается и выпуск учебников. Открывается и студия учебных фильмов “Тадрисфильм”, где студенты будут снимать свои дипломные работы. Д.Кулиев внес и предложение по поводу приема студентов в творческие вузы: “Было бы неплохо, если бы приемная комиссия в творческие вузы, учитывая их специфику, вначале проводила тестовые экзамены, а потом уже – творческий”.

Директор Госфильмофонда Мамед Достуев посетовал на то, что крыша здания Госфильмофонда протекает, поскольку кинотеатр “Гэлэбэ”, где он располагается ныне, не ремонтируется уже около 30 лет. А поскольку в Госфильмофонде хранится продукция киностудий, то с ремонтом здания нельзя больше тянуть.

Кинорежиссер Аяз Салаев предупредил, что поделится не с конкретными предложениями, а мыслями по поводу кино. В ряду этих мыслей он перечислил причины, по которым азербайджанское кино было изолировано от мирового кинорынка. В частности, одну из причин режиссер видит в том, что темы для фильмов “спускались” из Москвы. Тогдашнее Госкино СССР интересовала политическая этнография и Азербайджан удовлетворял эту конъюнктуру. Сегодня благоприятное время для кино, оно может заполнить пустоту в культуре, которая образовалась в последнее время”, – сказал Салаев.

О честности, милосердии и сострадании говорила кинорежиссер Ляля Сафарова, которая как член правления Союза кинематографистов искренне удивилась, что есть устав союза, о котором она не знает. В завершение своего выступления она пожелала кинематографистам покаяния и воскрешения.

О проблемах драматургии говорил профессор Гасан Гулиев. Он предложил ежегодно проводить конкурсы на лучшие сценарии и затем публиковать их в специальном журнале.

“В творчестве не все так, как в жизни, – считает кинодраматург Эльданиз Кулиев. Подул вихрь и упали недозрелые плоды, остались только спелые, – сказал он с намеком. – Нельзя, чтобы мы попали из грязи в грязь”. В.Мустафаев молод, талантлив, деятелен, пусть он работает, давайте не мешать ему. Что касается моей “войны” с ПО “Азеркиновидео”, я не вел частную войну, а выступал против продажи кинотеатров и прочего. Но “давайте жить без “войн”, – предложил он. Чтобы не получилось так, что когда на следующем форуме будут зачитывать списки ушедших в иной мир, не остался бы в живых за председательским столом один лишь Расим Балаев”.

В ответ на эту реплику кинорежиссер Зия Шихлинский предложил снять фильм “Никто не хотел умирать”. Однако за коротким смехом в зале, который в пору назвать “горьким”, последовали… угрозы. Корреспондент газеты “Кино” Садагат Кямал заявила: “Не ушла из кино и не собираюсь уходить. А если мне не предоставят возможность работать, поднимусь на Девичью башню и брошусь вниз”.

Выступив в защиту Союза кинематографистов, Дж.Фараджев обратил внимание: при том, что союз – общественная организация и не получает от государства ни копейки, он умудряется поддерживать материально людей, более 50 лет находящихся в его рядах. К тому же ежегодно союз проводит фестивали, форумы. Дж. Фараджев сообщил также, что с переходом в новые условия нужно внести поправки в устав, который был принят еще в советское время. Все эти вопросы, по его предположению, будут рассмотрены на съезде Союза кинематографистов в конце года.

Киновед Айдын Кязимов напомнил: на то, чтобы доказать, что азербайджанскому кино 100 лет, понадобилось пятилетие. И потому он предложил создать координационный центр по выпуску книг по кино, в частности, подготовить историю кино советского периода. Сказал он и о том, что вот уже на протяжении 6 лет не может выпустить аннотированный каталог, при том, что в Армении такой каталог уже выпущен. Выразил он свое недовольство и по поводу исчезновения с экранов имени Дж.Джабарлы. “Чем не угодило кинематографистам имя первого азербайджанского кинодраматурга?” – спрашивает он.

Лютфияр Иманов привлек внимание кинорежиссеров к созданию музыкальных фильмов. В качестве примера он привел грандиозный успех фильма “Аршин мал алан”. “Я объездил весь мир, – сказал он. – Но нигде не видел такого талантливого народа, как мы. Но нигде не видел и такого народа, который готов “съесть” друг друга”, сказал певец.

“Желаю больному выздороветь”, – сказал режиссер Октай Миркасимов. Надо полагать, под “больным” он подразумевал кино. На что с места Эльданиз Кулиев заметил, что он впервые за 7 лет согласен с О.Миркасимовым.

Эмоционально выразил свое несогласие с созданием худсоветов и по поводу слухов о закрытии студий “Яддаш”, “Мозалан” и “Дебют” кинорежиссер Джамиль Кулиев: “Мы не допустим этого. Национальное кино должно жить.”

“Если в Азербайджане нет национальной идеологии, как может быть национальное кино?” – последовала реплика из зала.

“Идеология должна быть”, – выразил свое мнение замминистра культуры Вагиф Мустафаев. Разве миф об американской мечте – это не идеология? Разве сказка о Золушке – не идеология? Что же касается худсовета, он будет возрожден, но уже в ином виде. Это будет международный художественный совет, который построит свою работу на принципах истинного демократизма и справедливости в кино. И компромиссов здесь не должно быть. Это компромиссы привели кино в такое состояние. Что же касается форума, то на нем идет, на взгляд В.Мустафаева, игра, связанная с созданием главного управления по кино. По мнению Мустафаева, управление может быть по музеям, но не по кино. Киноиндустрия – не та отрасль, которая может уместиться в рамки управления.

Вагиф Мустафаев считает, что творческий человек не должен умолять о работе, это ему должны предлагать снимать фильмы. Он предложил “снимать хорошее кино”, а не заниматься раздорами.

Общие впечатления от собрания кинематографистов таковы: будет у нас хорошее кино или нет, неизвестно, но то, что застой и тишина кинематографическому сообществу не грозят – это точно.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: