И.РЗАЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА
Вчера в Страсбурге прошла встреча на высшем уровне руководства Совета Европы, ООН, ОБСЕ при участии представителей Европейской комиссии, Международной организации по миграции, Международного Красного Креста. Ситуация на Южном Кавказе была рассмотрена в комплексе других проблем, среди которых: координация действий в связи с терактами 11 сентября в США, организация межкультурного и межконфессионального диалога. Затрагивался также армяно-азербайджанский и абхазский конфликт.
В обсуждениях приняли участие генсек Совета Европы Вальтер Швиммер, генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш, гендиректор офиса ООН в Женеве Владимир Петровский, верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон и др. Представители Азербайджана в обсуждениях не участвовали. В представительстве Баку в СЕ “Эхо” заявили, что целью встречи была “координация деятельности самих организаций”. В интервью “Эхо” о вчерашних обсуждениях рассказывает специальный советник генерального секретаря СЕ Владимир Пятин:
– Это регулярная ежегодная встреча руководства Совета Европы, ООН, ОБСЕ. На этот раз был обсужден комплекс вопросов, в частности, ситуация на Южном Кавказе. По карабахскому конфликту высказывались разные точки зрения. Год назад выражалась надежда, что вступление Азербайджана и Армении в СЕ ускорит решение карабахской проблемы. На состоявшейся встрече было с сожалением констатировано, что продвижения вперед нет, несмотря на усилия международных организаций.
Но, знаете, лидирующую роль здесь занимаем не мы, а Минская группа ОБСЕ. До этого МГ ОБСЕ встречалась в Нью-Йорке, и было констатировано, что никаких подвижек нет и нужна политическая воля сторон. В том числе со стороны руководства Армении и Азербайджана.
– Вопрос изменения формата переговоров и посредничества других организаций обсуждался на встрече?
– Нет.
– Какие-либо концептуально новые предложения по урегулированию конфликта были выдвинуты?
– Нет. Эта встреча преследует цель только обмена информацией и согласования позиций. Мы договорились о том, что нужно разработать субрегиональный подход в вопросе соблюдения прав человека. Но никаких конкретных предложений не было выдвинуто. Тем более по карабахскому вопросу.
– ПАСЕ, как сообщалось, в ближайшее время назначит своего докладчика по карабахскому вопросу…
– Я очень сомневаюсь в этом. Дело в том, что от ПАСЕ в апреле – мае в три южнокавказские республики прибудут докладчики. Но речь идет абсолютно не о Нагорном Карабахе. СЕ никакого отношения к политическому урегулированию карабахского конфликта не имеет. Мы занимаемся только правами человека.
– А по ситуации с правами человека в регионе поднимался вопрос?
– Да. Было заявлено, что “вызывает озабоченность нарушения прав человека во всех трех кавказских республиках”. Что касается Азербайджана, то беспокойство вызывают два момента. Это, во-первых, проблемы со свободой средств массовой информации. Во-вторых, наличие политических заключенных.
– Какие нарушения прав человека был определены в Грузии и Армении?
– Мы с сожалением констатируем факт задержки ратификации Арменией Европейской конвенции по правам человека. У Армении есть проблема тоже со свободой средств массовой информации. Мы также констатировали, что у руководства Армении отсутствует политическая воля к урегулированию карабахского конфликта.
В Грузии меньше проблем. Был затронут только вопрос возвращения турок-месхетинцев. И еще, конечно, Абхазия. Были отмечены также факты ухудшения российско-грузинских отношений, неурегулированность статуса Абхазии. Было также заявлено, что СЕ готово направить в Тбилиси своего координатора по вопросам прав человека для оказания поддержки в области прав человека и соблюдения закона.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год