Ч.МАМЕДОВ
Отмеченная на днях 10-я годовщина установления дипломатических отношений между двумя молодыми независимыми государствами – Азербайджаном и Украиной – должно быть, неплохой повод для обеих стран, чтобы определиться, наконец, в стержневом вопросе своего взаимного сотрудничества: политическая стратегия или экономическая выгода? Как показывает мировая практика, эти два понятия очень редко уживаются в единой плоскости даже очень развитых стран.
Что, собственно, сегодня объединяет Азербайджан и Украину? Любопытно, что некоторые независимые эксперты и аналитики однозначно убеждены: СНГ, два политических лидера – Г.Алиев и Л.Кучма – и нефть. Азербайджанские и украинские политики считают, что много больше, апеллируя прежде всего на созданную за последние 10 лет обеими странами договорно-правововую базу, насчитывающую до 60 действующих документов, в том числе 8 межгосударственных договоров и соглашений, 28 – межправительственных, 20 – межведомственных. При этом обязательно подчеркивается, что Азербайджан и Украина являются стратегическими партнерами.
Последнее, надо думать, скорее из области политических деклараций, ставших в последние годы традиционными, нежели из сферы экономической. Это подтверждается и конкретными статданными, с которыми знакомил на этой неделе прессу посол Украины в Азербайджане Борис Алексенко. По выкладкам украинского дипломата только с января по ноябрь прошлого года товарооборот между двумя странами сократился на 22,4%, составив всего 42,1 млн. долларов. Для наглядности, по сравнению с тем же периодом 1996 года (116 млн. долларов) это меньше более чем в 2,5 раза.
В том же 2001 году экспорт азербайджанской продукции и товаров на Украину сократился на 71,3% и составил только лишь 6,5 млн. долларов. Добавим к этому, что в прошлом году Азербайджан не отправил на Украину ни одной тонны из традиционно главных статей своего экспорта – дизтоплива, бензина, керосина и др.
Если оставить в стороне все околополитические толки и суждения о стратегическом партнерстве двух стран, то на первый план неизбежно выходят проблемы развития экономических отношений между ними. И здесь очень много надежд стороны связывают с очередным заседанием межправительственных комиссий Украины и Азербайджана (оно должно состояться уже до конца текущего месяца). Планируется рассмотреть проекты сразу шести документов: межведомственные соглашения о сотрудничестве министерств финансов, в сфере железнодорожных сообщений, о взаимном безвизовом режиме для граждан Азербайджана и Украины. Конечно же, самым важным в пакете документов является проект договора о дружбе и экономическом сотрудничестве между двумя государствами. Кроме того, комиссия рассмотрит вопросы погашения взаимных долгов.
Что касается последнего, то, согласно полученной “Эхо” информации из Управления внешнеэкономических связей Госнефтекомпании (ГНКАР), на сегодня Украина задолжала Азербайджану за ранее осуществленные (в 1999 году) поставки нефтепродуктов – порядка 5,3 млн. долларов. Отметим, что и у Азербайджана есть долги своему торговому партнеру около 3 с лишним млн. долл. за поставки, главным образом продовольствия. Но не в этом соль. Одной из центральных тем межправительственных обсуждений, конечно же, будет “заполнение трубы” Одесса – Броды, о котором все больше и чаще заводит разговор сегодня Украина.
Кстати, перспективы транспортировки каспийской нефти по трубопроводу Одесса – Броды – Гданьск (Польша), стали главной темой переговоров, которые проводила с азербайджанскими нефтяниками прибывшая на днях в Баку украинская делегация во главе с членом правления акционерного общества “Укртранснефть” Евгением Бабичем.
И вопрос здесь непростой. Ведь именно в его решении сторонам придется делать выбор: декларируемая сторонами стратегия или реальная экономическая выгода? А все дело в том, что сегодня 80% всех энергоресурсов в Украину поставляется из России. По словам того же Б.Алексенко, это приводит к определенным проблемам. Более того, выражая, надо думать, официальную позицию Киева, дипломат убежден, что “страна, которая более 30% определенных ресурсов получает из одного источника, не может считаться независимой”.
К слову заметим, что буквально на днях премьер-министр украинского правительства Анатолий Кинах озвучил эту же мысль примерно так: стратегической задачей Украины остается сокращение политической и экономической зависимости от импорта энергоносителей из одного региона (читай – России). В этом плане Украина настроена решительно, даже несмотря на всю сложность своего нынешнего непростого положения в роли крупнейшего потребителя энергоносителей и вместе с тем имеющего их в весьма ограниченном количестве. Согласно принятой украинской национальной программе “Нефть и газ Украины”, уровень добычи собственной нефти в этой стране восстановится лишь к 2010 году, но даже при этом составит всего 6-7 млн. тонн ежегодно уже при нынешней потребности до 30 млн. тонн.
То, что трубопровод Одесса – Броды – Гданьск не является конкурентом азербайджанскому экспортному трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан – это однозначно. Но между тем с украинских позиций турецкий маршрут не является оптимальным и для Украины, поскольку по нему нефть попадет в Средиземное море и для нее не остается ничего – ни для переработки, ни для транзита. А возможности здесь велики и перспективы неплохие: в год Украина закупает до 16 млн. тонн нефти да плюс Польша – до 15 млн.т. Это значит, что в этих странах можно реализовать как минимум до 30 млн. тонн нефти в год.
Заманчивая перспектива, но по сегодняшним меркам не только накладная для Азербайджана, но и реально невыполнимая. То есть причина не исключительно в отсутствии договоренностей в области транспортной и ценовой политики между двумя странами, хотя, по словам азербайджанских специалистов, транспортировка 1 тонны нефти только до украинского Ильичевска (он на маршруте) обходится сегодня до 45 долларов.
Но прежде всего у Азербайджана нет еще таких свободных объемов нефти, чтобы заполнить украинскую трубу (проектная мощность до 40 млн. т в год, сегодня – только 9 млн. т). А потому надо полагать, что речь может идти о транспортировке по указанному маршруту – (через Супсу) Одесса – Броды и далее в Восточную и Центральную Европу только “поздней” азербайджанской нефти. По некоторым данным, Азербайджан к 2005 – 2006 годам будет добывать до 50 млн. тонн собственной и ежегодно транспортировать до 20 млн. т казахстанской нефти.
Однако “пустовать”, не окупая себя (общая протяженность – 667 км, стоимость проекта – свыше 465 млн. долл.), такой отрезок времени для украинского нефтепровода – это все равно что его вообще нет. Так что, выходит по большому счету азербайджанской стратегии Украина позарез нужна только через несколько лет, а украинской Азербайджан нужен уже сегодня. Будет ли найдено компромиссное решение сложной дилеммы, возможно, станет известно уже на предстоящих в текущем месяце межправительственных переговорах.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год