По всему Баку сносят ларьки и разгоняют уличных торговцев

Дж.ИБРАГИМОВА

Назначение нового главы исполнительной власти Баку ознаменовалось началом большой “чистки” города. Правда, это не субботники советских времен. Первое отличие в том, что не строят, а ломают.

Второе в том, что бульдозеры и самосвалы в окружении полиции появляются ночью. Сносятся ларьки, разгоняются уличные торговцы… Не сразу веришь своим глазам, когда поутру на месте ларька, где еще вчера вечером покупал хлеб, видишь зияющие пустоты.

На разгон “спекулянтов” (беженцев, пенсионеров, инвалидов) брошены отборные полицейские силы. Сотни блюстителей порядка по всему городу, вооруженные дубинками, не стесняясь раздавать удары направо и налево, разгоняют женщин-торговок. Возможно, что пока окруженные полицейскими кордонами инвалиды карабахской войны умирают мучительной голодной смертью, самое время разобраться с беднотой, пытающейся сделать себе состояние на торговле.

Заметьте, на торговле не нефтью, а картошкой, петрушкой, редькой и салатом. А борьба между тем ведется нешуточная. Но, несмотря на превосходящие силы противника, нашим доблестным полицейским хотя и с трудом, но все же удается справляться с возложенной на них задачей. Полиция действует предельно жестко.

Корреспондент газеты “Эхо” стал свидетелем варварской расправы дюжих полицейских над женщинами у т.н. “Ясамальского базара”. Но едва только он приступил к выполнению своих обязанностей, как тут же угодил под град ударов резиновых дубинок. Вся его вина состояла в том, что он пытался запечатлеть “доблестных” стражей порядка в момент поединка с беременными женщинами и горбатыми стариками. Фотоаппарат подействовал на полицейских, как красная тряпка на быка.

Напрасно корреспондент пытался объяснить им, что он – журналист, выполняющий свой профессиональный долг, и махал перед ними удостоверением. Разгоряченным битвой с немощными стариками, бравым воякам было недосуг утруждать себя проверкой удостоверений, поэтому не менее шести полицейских обрушились на корреспондента с кулаками. Затем к оглушенному сотруднику газеты еще несколько раз приложился дубинкой опоздавший к расправе полицейский. Наконец стражи порядка, применив особый прием удушения, поволокли корреспондента в “черный воронок”.

Кто знает, чем все это закончилось, если бы среди озверевшей толпы не нашлось одного, офицера, который остановил расправу. Хотя очень сильно подозреваем, что беспокоился он прежде всего о себе. Наслышаны все-таки полицейские о том, что расправы над журналистами могут принести неприятности. Женщин и стариков, между тем, продолжали бить…

4 февраля с лица земли исчезло кафе “Старая улица”, что в течение двух лет функционировало по улице Низами, прямо за памятником Насими. По словам возмущенного владельца кафе Азада Джабраилова, сигнал о начале погрома в кафе поступил под вечер. Глазам явившегося хозяина предстала следующая картина: при большом скоплении полиции крушились стены заведения. В это время работники кафе пытались вынести из него хоть какой-то инвентарь.

На месте очередной “чистки” присутствовали сотрудники городских и районных властей, но добиться от них хоть какого-нибудь документа, удостоверяющего законность их действий, Джабраилову не удалось. Представители власти ссылались на решение некоего выездного совещания, согласно которому заведение подлежало сносу.

А.Джабраилов предполагает, что речь идет об объезде города новым главой столицы, в ходе которого и определяются объекты, подлежащие ликвидации. Подтверждают это и слова очевидцев. Прибыв в кафе с свитой, столичный мэр самолично предложил посетителям очистить помещение, пообещав, что их счета оплатит сам. Не знаем, сдержал ли свое слово мэр по этому поводу, но вот угрозы снести кафетерий были реализованы сполна. В час ночи вернувшийся мэр поблагодарил за оперативные действия своих подчиненных.

“Как бакинец я приветствую шаги нового мэра по наведению порядка на улицах города. Но не могу согласиться, чтобы это происходило подобным образом, – говорит А.Джабраилов. – Кто дал право нарушать мои права на собственность?”.

По словам предпринимателя, в отличие от представителей властей, у него есть все документы, удостоверяющие законность его позиции. Это и распоряжение бывшего мэра, и технический паспорт. Проект возведения кафе был согласован в городском управлении архитектуры и градостроительства. Более того, утвержденный на официальной бумаге, объект был занесен на карту города. Оставлять без внимания нарушение своих гражданских прав предприниматель не желает.

“Ничего противозаконного я не совершаю. Я только работаю согласно законам страны, вставшей на путь рыночной экономики”, – заявляет А.Джабраилов. Как человек, понесший солидные убытки (только возведение кафе обошлось ему в 200 млн. манатов), он намерен обратиться в суд. Добиться комментариев от исполнительной власти города нам не удалось. Ни одного из ответственных за нынешние мероприятия в городе лиц на месте не было. Наверное, все отправлись на “чистку”.

Наш вывод: город чистить, конечно, надо, более того, давно пора. Но почему бы перед тем, как разгонять уличных торговцев, не создать для них специальные места, где они могли бы заниматься своим “бизнесом” без того, чтобы их обирали, как сейчас обирают на существующих рынках? Мы понимаем, что это непросто, но почему бы новому городскому голове не попытаться применить ту самую силу к “базаркомам”? Теперь о кафе. Скорее всего это не первый и не последний случай.

Допускаем, что какие-то заведения были построены незаконно. Но почему бы мэрии сначала не обратиться в суд и, доказав там свою правоту, не дождаться, пока решения суда приведут в действие судебные исполнители?

Другими словами, почему бы не добиваться восстановления законности с помощью закона, а не посредством бульдозеров и полицейских дубинок?

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год