Интервью ЭХО с послом Индии в Азербайджане Динкар Кулар
Г.МАМЕДЗАДЕ
– Как складываются политические контакты между Индией и Пакистаном?
– В политическом плане между нашими странами никаких проблем не существует. В 1999 году было открыто Посольство Индии в Азербайджане. У нас большие планы относительно визитов официальных лиц высокого уровня. В октябре 2001-го замминистра иностранных дел Индии посетил Баку по случаю празднования 10-летия независимости Азербайджана и встречался с президентом Алиевым. А в этом году мы надеемся, что состоится визит в Индию министра иностранных дел Азербайджана Вилаята Гулиева.
Правда, в Индии пока нет посольства Азербайджана. Этот вопрос мы неоднократно неформально обсуждали в министерстве иностранных дел, но пока он остается открытым из-за финансовых трудностей.
Что касается экономических связей, то деловые структуры Индии проявляют интерес к экономическому сотрудничеству с Азербайджаном. На сегодняшний день объем торгового оборота между Азербайджаном и Индией составляет 12-15 млн. долл. в год, приэтом за последние три года наблюдается 15-процентный рост.
Из Индии в Азербайджан импортируются чай, алюминиевая руда и концентраты, лекарства, сигареты, бурильные трубы, части электрических трансформаторов, текстильное волокно и др. потребительские товары. Азербайджан в основном экспортирует в Индию алюминиевые отходы и лом. В будущем мы планируем вкладывать инвестиции в экономику Азербайджана, в частности в нефтяной сектор и пищевую промышленность.
– Теперь по поводу одной из главных тем, остающихся в центре внимания мировых СМИ, – индийско-пакистанского противостояния. Пакистан предложил подписать пакт о взаимном ненападении. Индия отказалась. Почему?
– Напряженность в отношениях усилилась после атаки на индийский парламент в декабре прошлого года. Естественно, правительство Индии предпринимает меры предосторожности: армия приведена в состояние боеготовности.
Что же касается данного предложения, то Индия примет его лишь в том случае, если Пакистан действительно осуществит меры по обузданию террористической агрессии, которую наша страна терпит последние 15 лет. Силы, действующие против Индии, дислоцированы на территории Пакистана.
Члены террористической организации “Аль-Гаэда”, действовавшие в Афганистане, имеют свои базы и в Пакистане. Нет необходимости в подписании нового пакта, если другая сторона постоянно продолжает борьбу. С нашей стороны попытки к конструктивному диалогу предпринимались неоднократно, в частности, в 1999 году премьер-министр Индии Ваджпаи совершил визит в пакистанский город Лахор для переговоров с бывшим премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом. Но уже спустя 6 месяцев произошел новый террористический акт в Каргиле. И в прошлом году наш премьер-министр пригласил президента Первеза Мушаррафа посетить Индию, он побывал в городе Агра, но увы… Пока Пакистан не прекратит террористических действий никакого диалога не будет.
– А как насчет возможности ядерной войны?
– Мы не думаем, что ситуация дойдет до ядерного конфликта, хотя обе страны и располагают ядерным потенциалом. Индия первой взяла на себя обязательство не применять ядерного оружия, чего не сделал Пакистан. Но не стоит излишне драматизировать ситуацию. Разве СССР и США воспользовались ядерным вооружением во время так называемой “холодной войны”?
Наша позиция заключается в том, что Кашмир неотъемлемая часть Индии и население Кашмира имеет право избирать свое правительство. И для Азербайджана незыблема позиция территориальной целостности, а затем уже рассматривается вопрос права нации на самоопределение.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год