В Азербайджане растет количество безработных

И.АГАЕВА

Безработицы нет, наверное, только на небесах. Стран с идеальным положением на рынке труда не существует в принципе. В Азербайджане человек в возрасте от 16 до 62 лет обречен в наше время либо работать, либо искать эту работу. Первых, конечно, больше, хотя и они со временем могут стать вторыми.

Язык цифр

Отгремели новогодние праздники. Наступил 2002-й, и астрологи в который раз посулили нам скорое светлое будущее. Гаданию по звездам люди доверяют больше, нежели цифрам. А они не предвещают ничего хорошего, вернее никаких изменений к лучшему. Зарегистрированных безработных в целом по стране в 2001 году было чуть более 43000, а на январь 2002-го их количество достигло 48446 человек. Это составляет 1,3% от экономически активного населения (оказывается, есть такой термин), а пособие получили в декабре прошлого года 9339 человек.

Спрогнозировать ситуацию на рынке труда Азербайджана в связи с вероятными массовыми сокращениями невозможно, считают специалисты из Конфедерации профсоюзов. А предприятия-кандидаты на такие сокращения есть и в Баку, и в других городах. Особенно это касается текстильной промышленности. Малые предприятия по пошиву постельного белья и верхней одежды закрываются. Рынок переполнен дешевой продукцией из Ирана.

Благодаря устойчивому мифу о том, что в столице есть работа, миграция населения из провинции в Баку весьма интенсивна. Гянджа считается в плане безработицы черным пятном на карте Азербайджана. Да и в Бардинском, Имишлинском, Агдамском районах положение плачевное. Это места компактного проживания беженцев. Обеспечить столько людей работой архисложно. Департамент трудовой занятости Минтруда и социальной защиты населения пытается как-то изменить ситуацию. В основном создаются небольшие фермерские хозяйства, рассчитанные на 15 – 20 человек. Но это напряженности не снимает.

Тем более, что приведенные цифры реального положения дел не отражают. Это признает и заместитель начальника главного управления занятости Министерства труда и социальной защиты населения Расим Гасанов. По его словам, точных данных нет. Порой социологические службы говорят о стотысячной армии безработных. Эти показатели спорны. Да, есть скрытая безработица. Но есть и скрытая занятость. Человек работает, но его отношения с работодателем юридически не оформлены с простой целью – не платить налог. Кроме того, и работодателю так легче – можно эксплуатировать работника, не боясь привлечения к ответственности. Так что ситуацию нужно изучать.

Можно ли прожить на 9 “ширванов”?

Именно таков средний размер пособия по безработице. Сумма колеблется от 30 тысяч манатов до 270 тысяч в месяц. Счастливчиков, получающих сумму, эквивалентную 50 долларам, мало. Но для этого сначала нужно получить статус безработного. А его может получить не каждый. Впервые ищущие работу через службу занятости права на статус не имеют.

Соотношение размеров пособия и минимальной потребительской корзины наводит на грустные мысли. Из каких соображений устанавливается сумма пособия? Если пенсионеры не активны и им зачастую помогают дети, то что же делать мужчине трудоспособного возраста, к тому же семейному?

По словам Расима Гасанова, размер пособия не должен превышать 70% зарплаты на прежней работе данного человека. Таков принцип. Правда, этот принцип не учитывает инфляцию, прожиточный минимум, словом, все, что нужно для обеспечения сносного существования.

На Западе в большинстве стран безработный получает пособие в сумме равной минимальной зарплате… “Во-первых, средства Фонда социальной защиты населения ограниченны. Во-вторых, если бы мы выдавали пособие в размере прожиточного минимума, думаете, человек искал бы работу? Этим мы подталкиваем его к поиску. Дадим больше денег, не будут искать…” – так объяснил логику государства Р.Гасанов.

Но, кажется, логика спорная. Получи безработный чуть большее пособие, он перестал бы искать работу? Но ведь нынешнего прожиточного минимума едва хватает на еду. К тому же человеку необходимо прокормить семью. И он, думается, продолжил бы поиск. Как мне сказали, в ряде фирм по трудоустройству сотни людей, работающих и получающих маленькую зарплату, обращаются к ним в поиске высокооплачиваемой работы.

Люди и курсы

Люди ищут работу, как правило, сначала через знакомых и родственников, потом через газеты и лишь затем обращаются в местные службы занятости. Чем им могут там помочь? Пособия, даже чтобы просто выжить, не хватит никому. Предлагаемые же службами вакансии – это рабочие места с низкой заработной платой. Бакинцы в этом смысле избалованы и от таких вакансий, как правило, отказываются.

Один из видов деятельности управления занятости – организация курсов. Обучающиеся на них безработные получают стипендию, равную сумме пособия. Не ахти какие деньги, но на курсах можно освоить разные профессии: официанта, бухгалтера, повара, парикмахера, сантехника, столяра и т.д. Повысить квалификацию могут моряки, водители, электрики. Профессии и количество вакансий постоянно меняются в зависимости от обращений работодателей. Самые популярные курсы – компьютерные и бухгалтерские, желающих здесь сотни, но число вакансии ограниченное.

Из зарегистрированных в прошлом году безработных (почти 5 тысяч человек) только 4% учились на курсах, в 2000-м – 1420 человек, в 2001-м – 1500, из которых 80% трудоустроены. Это, конечно, мало, но… “самая большая проблема в том, что человек отказывается от предлагаемой работы даже после окончания курсов, – говорит Р.Гасанов. – Людей не устраивает заработная плата, – продолжает он, – и они стоят на учете на бирже просто для того, чтобы получать какое-никакое пособие”.

Хотя, конечно, винить в создавшемся положении Министерство труда и социальной защиты нельзя. Борьба с безработицей в рамках государственных институтов в Азербайджане малоэффективна и таковой останется, пока промышленность не заработает в полную силу и средний бизнес не встанет на ноги.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: