Р.ОРУДЖЕВ, Г.МАМЕДЗАДЕ
На прошлой неделе из уст председателя Госкомитета по работе с религиозными структурами Рафика Алиева прозвучало пожелание о необходимости установления налога на пожертвования прихожан. Во всяком случае так это поняли в Духовном управлении мусульман Кавказа (ДУМК). Однако подобная практика противоречила бы всему мировому опыту отношений религии и государства, считают сами религиозные деятели. И в первую очередь предполагаемый налог идет вразрез с существующим законодательством страны.
Пресс-секретарь УМК хаджи Акиф Агаев говорит, что речь идет о налогообложении пожертвований. “Но есть Налоговый кодекс, согласно которому, пожертвования освобождены от налогов – 106-я статья. Получается, в НК должны быть внесены изменения. И кроме того, такой шаг означал бы, что в Азербайджане религия не отделена от государства. Следовательно, изменению должен подвергнуться и закон “О свободе религиозного вероисповедания”.
Разного рода законодательные изменения пойдут по цепочке, одно за другим. Между тем известно, что пожертвования на сегодняшний день – единственный источник существования исламской религии в Азербайджане. Если вы спросите мнение о таком налоге у представителей других конфессий, я думаю, вам ответят, что это – абсурд.
Во всем мире пожертвования и благотворительность, наоборот, поощряются и не облагаются налогами. Ведь человек, отдающий свои деньги на нужды религии, один раз уже заплатил налог государству – с зарплаты или с каких-то иных источников доходов. И потом, ведь надо спросить и самих граждан – отчисляя пожертвования, они дают их своей мечети, церкви и т.д., или хотят, чтобы эти деньги были затрачены и на какие-то иные цели.
С одной стороны, мы говорим, что миссионеры тратят в Азербайджане колоссальное количество денег, с другой – перекрываем единственный источник существования традиционных религий – это абсурд. И потом, что особенно важно, эти пожертвования в своей основе реализуются как раз в благотворительной сфере. Они направляются в помощь нуждающимся, беженцам, на строительство и ремонт мечетей. В Азербайджане народ сам поддерживает свою религию.
Могу привести несколько примеров. Возьмем Бибиэйбатский комплекс. Там сегодня идет строительство, восстанавливаются прежние помещения, кроме того, осуществляются природоохранные меры. Комплекс Мир-Мовсум-Аги в Шувелане в буквальном смысле слова кормит тысячи необеспеченных детей. Мечеть Аждар-бей за прошедший месяц бесплатно произвела 20 ритуальных обрядов для покойников, семьи которых относятся к разряду неимущих. На этот счет, кстати, существует постановление шейха. Так что введение налогов на пожертвования могло бы стать ударом в первую очередь по благотворительным усилиям”.
Не в восторге от возможного нововведения и представители иудейской конфессии в Баку. В частности, председатель правления общины горских евреев Азербайджана Семен Ихиилов пока что ничего о “налоговом” заявлении Рафика Алиева не слышал, но перспективу его воплощения в нынешних условиях считает просто губительной. “Материальное положение граждан сегодня известно какое. У некоторых наших синагог имеются даже долги по коммунальным услугам. При этом надо иметь ввиду, что личные пожертвования – это единственный источник их существования”. Cам председатель Госкомрелигии свою инициативу с налогами прокомментировал “Эхо” следующим образом.
– Согласно ст. 106 закона АР, “назир”, благотворительные подаяния освобождаются от налогов и мы к этому никаких претензий не имеем. Одновременно из средств, получаемых путем пожертвований, согласно закону, нельзя выплачивать зарплату. Но раз культовые служители получают зарплату, то они должны платить налоги. И все, что расходуется на строительство, нужды мечетей, церквей, должно облагаться налогом.
Это не коммерческая деятельность, но деньги должны контролироваться. Если гражданин платит средства на содержание места поклонения, то те люди, которые там работают и содержат в хорошем состоянии молельный дом, мечеть и т.д., наверное, получают за это деньги. Оставшиеся средства идут на благотворительность. Эту часть контроля должна осуществлять налоговая инспекция, чтобы деньги шли по назначению. Принято решение, что на улицах Баку и всего Азербайджана не должно быть “назир гутусу” – они могут быть расположены исключительно на территории мечетей, причем внутри помещений. С последним замечанием Р.Алиева согласны и ДУМК, и столичная власть. На днях мэр Г.Абуталыбов, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что к нему с письмом обратился Аллахшукюр Пашазаде.
Лидер кавказских мусульман просил содействия в вопросе избавления города от ящиков для пожертвований неизвестного происхождения. По мнению шейха, жертвенные урны могут размещаться только во внутренних дворах мечетей и непосредственно у святынь, остальные должны быть объявлены вне закона. Абуталыбов со своей стороны заметил, что намерен исполнить пожелание шейха в ближайшее время. Не меньший интерес общественности вызывает и вопрос о том, как идет процесс перерегистрации религиозных общин в стране. По этому поводу Р.Алиев заявил, что на сегодняшний день госкомитетом зарегистрировано около 80 религиозных общин мусульманского, христианского, иудейского направлений.
“Проведены соответствующие изменения в их уставах, определена территория их деятельности. Сейчас рассматриваются еще около 100 дел, работа над которыми будет завершена в феврале-марте. В ходе перерегистрации особые проблемы возникали со сбором документов и их уточнением, с целью приведения в соответствие с законодательством АР. Мы повысили уровень требований до 100% соответствия. Если религиозная община будет выходить за рамки закона, тогда в законодательном порядке будут срабатывать формы контроля над ее деятельностью. Закон должен быть един для всех”.
– А что происходит с мечетью “Абу-Бекр”?
– Эту мечеть построила религиозная община 766-го квартала Наримановского района Баку. В настоящее время они готовят документы на перерегистрацию, в ходе которой их деятельность будет ревизирована. Мы будем настаивать, чтобы туда официально были назначены имам и его заместитель. Эта мечеть, как здание, берется на баланс мэрии города.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год