З.ВЕЛИХАНОВА
На примере последних нардаранских событий ясно видно, что лишь сплоченность действий может повлиять на политику правительства в отношении собственного народа. Такими соображениями поделился сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде на вчерашней пресс-конференции. По его мнению, в Нардаране и раньше можно было изменить тяжелое социальное положение, хотя бы частично решить проблему с безработицей, наладив какое-то сельскохояйственное производство.
Другое дело, что власти не хотят всего этого делать. Правильно построенная PR-кампания нардаранцев заставила власти засуетиться. Сельчанам удалось убедить общественность в социальном характере своих требований. При этом властям пришлось даже пренебречь угрозой “эффекта домино”, успешный пример нардаранцев могут позаимствовать другие неблагополучные регионы страны.
На пресс-конференции сопредседатель СДПА также затронул и политические вопросы. Есть ли шансы у азербайджанских оппозиционеров на выборах 2003 года? “Я внимательно наблюдаю за ними. То они объединяются, создавая блоки, то разъединяются. Но вся проблема в том, что если у оппозиции изначально нет единой определенной цели, то все эти маневры можно назвать пустыми хлопотами”, – считает З.Ализаде. До 2003 года осталось не так уж и много, и если оппозиция придет к выборам в том же состоянии, в котором пребывает сейчас, то изменений в политической ситуации в республике ожидать не приходится, добавил он.
Оппозиции придется тем более трудно, потому что в руках нынешних властей дополнительные козыри: финансовая, информационная монополия, административные ресурсы – все это будет брошено против оппозиции. Главными ошибками оппозиции З.Ализаде называет отсутствие альтернативной программы и единства. “Народ уже потерял веру в оппозицию. Не надо идти далеко: СЕ требует освободить политзаключенных, а голоса некоторых лидеров оппозиционных партий, наоборот, звуча в унисон с правительством, говорят, что их освобождать нельзя. Вот и делайте после этого выводы”, – заключает он.
Исходя из условий Совета Европы: освободить политзаключенных, затем сразу же перейти к рассмотрению наиболее актульных для Азербайджана вопросов возвращения аннексированных земель, можно предположить, считает З.Ализаде, у азербайджанского президента существует выбор: либо он освобождает политзаключенных и тем самым способствует решению карабахского вопроса в СЕ, причем в пользу Азербайджана. И в то же время заработает имидж демократического политика. Либо политзаключенные остаются в заключении, а карабахский вопрос – нерешенным. Это состояние, в котором мы сейчас и находимся.
Поэтому вся пропагандистская антиевропейская кампания, развернувшаяся в республике, предназначена прежде всего для местного населения. Обвиняя проевропейских политиков во враждебности к собственной стране, власти делают все для того, чтобы в случае применения Европой санкций против Азербайджана народ “понимал”, что Европа сплотилась против правого дела и всячески потворствует нашим врагам. “По-моему, до апреля президент должен решить, как ему быть: либо он должен выступить против Европы, а результаты этого будут плачевными для нас, либо он должен отойти назад, найдя компромиссное решение”, – говорит З.Ализаде.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год