Как уже сообщало “Эхо”, в понедельник, 28 января, центризбирком Узбекистана признал состоявшимся референдум по вопросам изменения конституции, а именно избрания двухпалатного парламента и изменения срока полномочий президента Узбекистана с 5-летнего на 7-летний. Узбекский избирком признал референдум состоявшимся, поскольку из 13,2 миллиона зарегистрированных избирателей проголосовали 12,2 миллиона человек, то есть 91,5% избирателей.
Точные данные об итогах председатель центризбиркома Абдурафик Ахадов обещал представить, как и положено по закону, в течение 10 дней, а пока сказал, что подавляющее большинство проголосовало “за”. Однако он уже имеет цифры проголосовавших “против” – против продления сроков президентства с 5 до 7 лет проголосовали от 8 до 9% избирателей, против создания двухпалатного парламента – от 6 до 7%. По словам Ахадова, за выборами наблюдали 130 иностранных наблюдателей, которые посетили 600 избирательных участков из 7800. В ходе голосования выяснился некий парадокс общественного мнения.
Как передает “Немецкая волна”, люди так и не поняли, что речь идет не о продлении президентского срока правления Ислама Каримова с 5 до 7 лет, и многие так и думали, что президентские выборы 2005 года будут отложены на два года. Когда Абдурафику Ахадову на пресс-конференции был задан вопрос, коснется ли итог референдума президентского срока нынешнего президента, он ответил, что пока этот срок не стоял.
Мы убедимся, что народ за реформу, а потом свое слово скажет парламент. Вот как оценивает ход и исход референдума узбекский журналист Улугбек Эргашев: Многие из тех, кто пришел, до конца не осознавали, зачем они пришли. Так, например, в Ферганской долине небольшая часть населения думала, что голосует за выборы президента. На вопрос, а знаете ли вы других кандидатов на пост президента, они ответили: нам другие не нужны, нам нравится наш президент. Не это ли есть подтверждение тому, что население было очень плохо информировано о проводимом референдуме?
Об этом говорят и данные опроса, который накануне референдума провел центр изучения общественного мнения “Ижтимоий фикр”. 18,7 процента населения Узбекистана заявили, что им ничего не известно о предстоящем общегосударственном референдуме по продлению сроков президентского правления и об образовании в стране двухпалатного парламента. 14 процентов опрошенных не знают, какие вопросы вынесены на референдум. Конечно же, не все прошло так гладко, как хотелось бы.
На самом же деле ситуация была несколько иной, чем та, которую представил на пресс-конференции председатель избирательной комиссии Абдурафик Ахадов. Ссылаясь на местных и иностранных наблюдателей из 32 двух стран, он заявил, что никаких нарушений замечено не было.
Несмотря на это, в кулуарах национального пресс-центра некоторые наблюдатели все-таки отметили недостатки в работе избирательных участков. Так, например, в различных областях Узбекистана на голосование приходил один человек от одного квартала и голосовал как надо. Вызывает удивление тот факт, что эти моменты не были озвучены официально. Все разговоры наблюдателей больше сводились к тому, как гостеприимны в Узбекистане люди.
Вот что значит Восток. Нельзя не затронуть и вопрос об официальных делегациях, присутствовавших ранее на всех мероприятиях такого масштаба и не представленных на этом референдуме. Не было делегаций США, Великобритании, ОБСЕ и ряда других международных организаций – говорилось о том, что из Ташкента слишком поздно пришли приглашения для направления наблюдателей.
Вот что заявил официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер: “К сожалению, прежние выборы в Узбекистане не были ни свободными, ни честными. Избирателям не предоставили реального выбора. Мы опасаемся, что и референдум о продлении полномочий нынешнего президента, избранного в таких условиях, не будет соответствовать международным стандартам.
Поэтому мы не видим необходимости посылать на этот референдум наблюдателей из Соединенных Штатов”. Не меньшее удивление вызывает и процедура голосования.
Если избиратель опустит в урну чистый бюллетень, то ответ считается положительным. Что, как говорит Улугбек Эргашев, открывает широкие возможности для фальсификаций оригинала бланка: – Его просто легко заменить. Если же избиратель зачеркивает вопрос, то согласно правилам это расценивается как отрицательный ответ. А чтобы зачеркнуть, необходимо пройти в кабинку для тайного голосования. Уединиться в кабинке – это означает, что вы против. Таким образом, вы попадаете в поле зрения сотрудников избирательной комиссии, которые, можно предположить, делают соответствующие выводы.
Огромный процент населения проголосовал “за” в свете обстоятельств, изложенных Улугбеком Эргашевым, это становится понятным. Однако есть люди, которые не боятся сказать “против”, – таких людей, судя по всему, не много, но голос их слышен.
Вот что говорит узбекский педагог Огуджан Реджепова: “Я и мои соседи, знакомые, родственники в референдуме не участвовали, но результат уже всем известен – мнение народа не нужно власти. Как это делается на практике, хорошо известно по Беларуси и Туркменистану. В жизнь узбекского народа Ислам Каримов больших изменений не внес и народ устал от него. Но, как мы видим, правители в Центральной Азии ненасытны”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год