В Азербайджане создана комиссия против пыток

З.ВЕЛИХАНОВА

В Азербайджане в последние годы участились случаи применения пыток по отншению к гражданам, утверждает председатель новосозданной комиссии по борьбе с пытками Эльчин Бехбутов.

С 1996 года Азербайджан присоединяется ко всем международным документам, осуждающим пытки. Комиссия же по этому поводу создана здесь только недавно.

Задачи комиссии заключаются в выявлении фактов пыток и оповещении о них международных организаций. Кроме того, комиссия обязалась защищать жертвы пыток, быть им опорой, вести борьбу против насильственного отношения к гражданам, знакомиться с состоянием здоровья содержащихся в местах временного заключения, проводить мониторинги и готовить доклады. В комиссию входят два эксперта-юриста.

“Что мы подразумеваем под пытками. Это прежде всего нанесение тяжелых физических повреждений каким-либо ответственным лицом человеку с целью получения у него информации, признания или наказания за деяния, в совершении которых он подозревается. Пытки применяются исключительно в авторитарных странах. Жертвой пыток может быть не только политический деятель, но и любой гражданаин”, – считает Э.Бехбутов.

Кстати, на вчерашней пресс-конференции, он, как жертва насилия, рассказал о том, какие виды пыток существуют Азербайджане. В первую очередь это избиения дубинками, то есть человека привязывают к столу и избивают, затем к этому списку можно причислить и электрошок – через тело и голову пропускают электрический ток. Третье – изнасилование.

Жестокость полицейских, по его словам, порой не имеет границ. Пытаемых вешают за ноги вниз головой, душат, надевают на голову противогаз, начиненный вредным газом.

А что творится у нас? Самира Зульфугарова, Джамала Алиева, Ахмеда Садыхова и Ильгара Джавадова убили в полицейских участках под пытками. Во всяком случае так утверждают их родственники. Или же, если вернуться к более раннему периоду, это омоновцы, генералы, которых тоже пытали.

Э.Бехбутов отметил, что в осноном пытают в полицейских участках или же в местах временного заключения. Это связано с тем, что, например, в Баиловской тюрьме всякое следствие должно прекращаться к 6 часам вечера. А в полицейских участках комната временного содержания подследственного и кабинет следователя находятся рядом. В любое время они вызывают к себе заключенных и под пытками буквально выбивают нужные показания.

Самого Э.Бехбутова, по его признанию, арестовав по ложному показанию, пытали в горотделе полиции, причем самыми “жесткими методами”.

Как уже указывалось выше, случаи пыток участились особенно в последние годы. “Это происходило и в советский период, но ныне это приняло угрожающе массовый характер”, – говорит член комиссии, бывший начальник управления полиции Махмуд Гаджиев. Он связывает это с резким снижением уровня подготовки кадрового состава органов внутренних дел.

На днях Э.Бехбутов ожидает встречи с главой МВД Рамилем Усубовым, на которой он надеется получить официальное разрешение ознакомиться с состоянием лиц, содержащихся во временных изоляторах.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: