Фикрет САДЫХОВ, политолог, профессор Западного университета
Судя по последним выступлениям ведущих американских политиков, Ирак может стать следующим после Афганистана объектом антитеррористической кампании. По мнению экспертов, антииракская операция будет значительно отличаться от антиталибской. Возможно, американцы ограничатся массивными ударами, уничтожив лишь военные и промышленные инфраструктуры Ирака. При этом лидерство в стране Саддама Хусейна вновь сохранится, но в значительной степени ослабнет. В этом случае он уже не будет представлять серьезной военной опасности и ему легче будет диктовать свои условия.
По всей видимости, это устроило бы и Израиль, подвергнутый в свое время ракетной атаке Багдада и занятый сейчас выяснением отношений с палестинцами. Трудно представить, что против такого варианта могли бы выступать западноевропейские страны, имеющие свои интересы на Ближнем Востоке. И, наконец, дипломатическими протестами и официальными заявлениями могла бы ограничиться Россия, имеющая с Ираком договорные обязательства. Но эксперты не исключают и применение более жестокого столкновения с иракским лидером.
Инерция победы в Афганистане тянет Вашингтон довершить дело, начатое против талибов. Возможны и попытки отстранить иракского президента от власти и заменить его на более лояльного Вашингтону политика. Одним словом, вероятность нанесения удара по Ираку в ближайшей перспективе – весьма велика.
По данным американского еженедельника “Ньюсуик”, Пентагон планирует задействовать в Ираке две 50-тысячные группировки. Ими намерены ударить по саддамовским войскам с севера – с территории Турции, и с юга – со стороны Саудовской Аравии и Кувейта. Нельзя исключать и попытки расчленения Ирака на несколько частей, с учетом курдского севера, шиитского юга и центра с арабами-суннитами и христианами. Но в первую очередь это не устроило бы Турцию и Иран, для некоторых возникновение неспокойного Курдистана создало бы огромные внутриполитические проблемы. К тому же вряд ли свержение самого С.Хусейна поможет американцам удержать под контролем ситуацию в Ираке.
Судя по всему, политических сил, пользующихся достаточным влиянием в Ираке и альтернативных нынешнему режиму, в стране не существует. Оппозиция, находящаяся в эмиграции на Западе, слишком слаба и разрозненна. Не исключено, что иракский лидер не только окажет сопротивление, но и попытается вызвать хаос в регионе, превратив его в “горящий факел”. Эту тактику С.Хусейн использовал еще во время войны в 1991 году, нанеся ракетный удар по Израилю. И если США и сейчас не уничтожат ракетные установки Ирака сразу после возможного нападения, подобная атака на Израиль может повториться.
Кстати, по данным зарубежных военных специалистов, боевая техника вооруженных сил Ирака – это тысячи танков, сотни боевых самолетов и вертолетов, в том числе “МИГи”, СУ и “Миражи”, боевые катера и ракеты “СКАД”. Сила, достаточно внушительная, особенно в региональном масштабе. Понятно, что для такой страны, как США, она особой угрозы не представляет. Но к чему может привести новая война? Прежде всего к консолидации исламских радикалов.
В антииракской акции они увидят все признаки агрессивной борьбы США против арабского и исламского мира. Вряд ли все это будет отвечать интересам арабских государств.
По мнению сторожила французских спецслужб Поля Барриля в 1991 году перед “Бурей в пустыне” Эр-Рияд согласился быть союзником США только при выполнении трех условий. Первое – боевые действия заканчиваются вместе с освобождением Кувейта от иракских войск, второе – США обязуются приступить к решению палестинской проблемы и третье – американцы покидают Саудовскую Аравию сразу же после “Бури в пустыне”. Что-то из обещанного США выполнили. А главное, американцы не пошли на Багдад. Думается, что возможная антииракская акция будет во многом отличаться от антиафганской.
В отличие от афганских талибов Ирак, хотя и обложен всевозможными санкциями, тем не менее он – член ООН и многих других международных организаций, пользуется поддержкой ряда арабских стран. С Ираком поддерживают многолетние отношения и страны – члены антиафганской операции, в том числе и Азербайджан, где генконсульство Ирака функционировало еще в 70-е годы. Кстати, негативное отношение к возможным ударам США по Ираку высказал и начальник генштаба Турции Г.Кыврыкоглу. Именно он автор сенсационного заявления о наличии в Армении, Сирии и Иране оружия массового поражения.
Не следует забывать, что международный терроризм появился не вчера, а тем более не сегодня. Нам хорошо известны деяния армянской АСАЛА и баскской ЭТЫ, французской “Аксьон директ” и ирландской республиканской армии. Достаточно напомнить, что по данным зарубежных источников, ячейки “Аль-Гаэды” действуют сегодня в Венесуэле, Колумбии, Аргентине, Парагвае, Гондурасе, Боливии, Перу, Чили, Никарагуа. Они легко находят общий язык с местными “левыми” экстремистами и реваншистами, независимо от того, что те исповедуют: католическую веру или вообще не исповедуют никакой.
А венесуэльский президент Уго Чавес отличился тем, что написал сочувственное письмо в тюрьму известному террористу Карлосу Шакалу. Оно начинается словами: “Дорогой соотечественник”. (Шакал родом из Венесуэлы).
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год