И.РЗАЕВ
Сегодня, 19 января, в Страсбург прибыла делегация Азербайджана во главе с первым зампредом ПЕА и депутатом ММ Ильхамом Алиевым. Делегация примет участие в очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая начнет работу 21 января.
В этот же день Бюро ПАСЕ во главе с лордом Расселом Джонстоном окончательно утвердит повестку сессии. Если в течение оставшихся до 21 января двух дней официальный Баку не примет решения о помиловании, то вопрос политзаключенных в Азербайджане будет обсужден 24 января после трех часов дня по парижскому времени на заседании ПАСЕ.
Азербайджан на сессии будут также представлять замглавы делегации Самед Сеидов, депутаты Али Гусейнов, Гюльтекин Гаджиева, Наира Шахтахтинская, Бахтияр Алиев, Назим Ибрагимов, Рафаэль Гусейнов, Вагиф Векилов и Гуламгусейн Алибейли. С.Сеидов встречал своих коллег уже в Страсбурге, куда прибыл несколько дней назад из Парижа. Вчера замглавы азербайджанской делегации в ПАСЕ дал интервью газете “Эхо”:
– В Париже я участвовал в заседании Мониторингового комитета ПАСЕ, где также обсуждалась проблема т.н. политзаключенных в Азербайджане. Было принято решение о дальнейшем обсуждении этого вопроса и высказано очень много положительных моментов. Особенно о том, что происходит в Азербайджане в области масс-медиа. В Париже было озвучено мнение, что обсуждения вопроса политзаключенных на январской сессии ПАСЕ не должно помешать тем позитивным процессам, которые происходят в Азербайджане.
– Какую позицию по проблеме политзаключенных будет отстаивать азербайджанская делегация на слушаниях в ПАСЕ?
– Проблема политзаключенных будет обсуждатся на Бюро ПАСЕ 21 января. Если этот вопрос окажется включенным в повестку дня, азербайджанская делегация будет остаивать свою позицию. Мы считаем, что в таком виде требование об освобождении т.н. политзаключенных неприемлемо.
– Официальный Баку предложит на слушаниях что-либо новое?
– Азербайджан готов и будет в дальнейшем сотрудничать с СЕ. Но не с точки зрения нажима, прессинга и т.д. Для конструктивного сотрудничества с СЕ нужно время.
– С чем вы связываете давление на Азербайджан?
– В течение года позиция Азербайджана в СЕ вызывала внимание и получила значительную поддержку. Самая главная причина, на мой взгляд, в том, что наша делегация смогла внести в повестку дня обсуждение карабахского вопроса. Другой момент – частные неправительственные организации не хотят видеть положительные процессы, происходящие в Азербайджане. Из-за этих и нескольких других факторов и произошло то, что происходит сейчас.
– А как, по-вашему, пройдут слушания по вопросу политзаключенных?
– В СЕ очень много людей, которые поддерживают Азербайджан в его начинаниях. Это показало и обсуждение в Комитете по правовым вопросам и правам человека, где мнения фактически разделились. И при первом голосовании мы получили поддержку. Много депутатов, которые хорошо относятся к нашей стране, и поэтому позиция Азербайджана в СЕ не такая слабая, как кажется.
– А что сделал официальный Баку для того, чтобы вопрос политзаключенных не попал на пленарное заседание ПАСЕ? Можно ли говорить, что 21 января Бюро ПАСЕ не вынесет вопрос в повестку заседания?
– Я не могу отвечать за Бюро ПАСЕ. Однако могу сказать, что 29 декабря уже был акт о помиловании. Мы выполнили обязательства по вопросу пересмотра дел т.н. “тройки”.
– Кто из делегатов будет выступать на сессии?
– Вы увидите.
– Так возможно ли применение санкций к Азербайджану?
– Наша делегация сделает все, чтобы этого не произошло. СЕ – это организация, с которой мы уже год сотрудничаем. И Совет Европы должен принять мудрое решение, которое будет соответствовать интересам и Азербайджана, и СЕ.
Помимо официальной делегации, в Страсбург отбыли вчера и руководители Азербайджанского фонда развития демократии и защиты прав человека Гаджимурад и Рена Сададдиновы. На сессии ПАСЕ правозащитники выступать не будут, однако запланированы их встречи и с депутатами, главой ПАСЕ. Отметим, что на сессии планируется выступление и представителя оппозиционной партии Народного фронта Азербайджана (“реформаторов”) Гуламгусейна Алибейли.
Во всяком случае так перед отбытием в Страсбург сообщил сам Г.Алибейли, уже подавший соответствующую заявку. ПНФА “реформаторов”, как уже сообщалось, считает, что политзаключенные в стране есть. Помимо Г.Алибейли, оппозиционную партию представляет и Рафаэль Гусейнов (ПГС). Не станет ли позиция правозащитников и оппозиционеров “слабым звеном” азербайджанской делегации?
Г.Алибейли считает, что политзаключенные в Азербайджане есть. Однако он не поддерживает позицию ПАСЕ, требующего безоговорочного освобождения политзаключенных. Кроме того, делегат не считает политзаключенными Рагима Газиева и Аликрама Гумбатова, Эльчина Амирасланова, Сурета Гусейнова и др.
Правозащитник Г.Сададдинов сообщил, что свою позицию еще не сформировал. Он будет исходить из того, что “предпримут азербайджанские власти в преддверии обсуждений в ПАСЕ”. Правозащитник полагает, что это будет акт помилования.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год