Арзу АБДУЛЛАЕВА, сопредседатель Хельсинкской гражданской ассамблеи, председатель АНК ХГА, лауреат Международной премии мира им. Улофа Палме и премии за мир и демократию правительства США и Европейского союза
История показывает, что почти все территориальные конфликты и споры между народами и государствами приводили к кровавым войнам и только изредка – к мирному разрешению на основе законов и здравого смысла, с учетом интересов всех сторон конфликта. К таким редким случаям можно отнести то, как были найдены особый статус и границы самоопределения Аландских островов – предмета территориального спора между Швецией и Финляндией.
В истории мировой дипломатии этот опыт высоко оценен и не раз предлагался на разных уровнях в качестве модели для разрешения территориальных конфликтов по всему миру.
Начну с того, что, когда мы предлагали обдумать эту модель, политики как Армении, так и Карабаха отвергали эту модель до такой степени, что даже не хотели ее обсуждать. Но принимая в расчет, что, согласно этой модели, Нагорный Карабах остается неотъемлемой частью Азербайджана и подлежит разоружению, я не понимаю отрицательного отношения, иногда выказываемого к этой модели в нашем обществе.
Конечно, азербайджанской стороне с морально-психологической точки зрения соглашаться на какие-то компромиссы представляется несправедливым, ибо мы считаем зачинателем конфликта Армению, считаем, что она совершила агрессию, нарушила международные законы и права нашего государства. Но если такое урегулирование не наносит вреда законным правам нашего государства и народа, а напротив, дает возможность, положив конец конфликту, перейти к мирному государственному строительству, то такой компромисс стоит обсудить. Будет полезно ознакомиться с историей конфликта вокруг Аландских островов и моделью урегулирования этого конфликта.
Аланды – это расположенный в Балтийском море архипелаг из 8000 мелких и крупных островов. Большие острова заселены, а тысячи мелких – это всего лишь торчащие из воды голые скалы. Население этих островов искони говорило на шведском языке и до 1808 г. входило в состав Шведского Королевства. В те времена в состав Швеции, считавшейся сверхдержавой, входили и Норвегия, и Финляндия.
Проиграв в войне 1808-1809 г.г., Швеция вынуждена была уступить Финляндию и Аланды России. Россия, чтобы превратить эти острова в форпост для своего владычества на Балтике, построила на островах неприступные форты и установила дальнобойные орудия. В 1856 г. после поражения России в Крымской войне победители-англичане и французы, возвращают оккупированные ими Аланды России, но, согласно Парижскому мирному договору, Аландские острова навеки объявляются демилитаризованной зоной. С тех пор острова остаются вне всех войн.
В начале XX века был проведен всенародный референдум и Норвегия мирным путем отделилась от Швеции, объявив себя независимым государством. В 1917 г. разрушилась Российская империя и была признана независимость Финляндии. В это время шведское население Аландов изъявило желание воссоединиться со своей древней родиной Швецией и представило шведскому королю прошение, подписанное всем взрослым населением островов. Одновременно тайно собирались представители различных коммун, на этих встречах вырабатывались планы совместных действий и пути достижения воссоединения со Швецией. В то время факт высокого жизненного уровня населения Швеции стимулировало желание шведского населения островов к присоединению к шведскому государству.
В декабре 1917 года финский народ, основываясь на своих правах самоопределения, выступает против желания аландского населения и предлагает согласовать с ним их условия самоопределения. Аландцы отвергают эти предложения. Таким образом, конфликт вокруг Аландов разгорается. Но надо отметить, что ни одна из сторон не прибегает к оружию и насилию.
Правда, не обходится без эксцессов: на одном из тайных собраний финская полиция арестовывает небольшую группу аландских активистов.
В 1921 году Лига наций рассматривает вопрос островов и выносит решение: Аландские острова объявляются территорией Финляндии, нейтральными и демилитаризованными. Решением от июня 1921 г. на Финляндию налагается обязанность гарантировать населению островов сохранение шведского языка, обычаев, традиций и развитие шведской культуры. Швеция и Финляндия заключают договор о разработке механизмов выполнения этих обязательств. Таким образом, ни одна из сторон – ни Швеция, ни Финляндия, ни Аланды – ничего ни теряет. Финляндия добивается суверенитета над островами. Население Аландов получает право на сохранение языка, культуры, устоев, т.е, отводится угроза ассимиляции. Швеция получает гарантии безопасности для шведского населения островов и право беспрепятственной связи с ним.
В 1922 г. Финляндия в дополнении к закону о самоуправлении на островах приняла закон о собственности на землю и о выборах, и в этом же году прошли выборы в местный парламент-лагтинг. С тех пор каждый год 9 июня отмечается день самоуправления. В закон о самоуправлении только дважды – в 1951-м и 1993 г.г. – были сделаны поправки.
Как работает аландская модель? Как поделены полномочия между сторонами? Согласно закону о самоуправлении, лагтинг может принимать законы о внутренних делах островов и о бюджете. Лагтинг назначает правительство – местную исполнительную власть. В законы о самоуправлении в соответствии с конституцией Финляндии могут быть внесены изменения парламентом Финляндии только с разрешения лагтинга Аландов. Правовые полномочия лагтинга определены в следующих сферах:
1. образование и культура;
2. здравоохранение;
3. экономика;
4. транспорт;
5. коммунальное хозяйство;
6. полиция;
7. почта;
8. радио и телевидение.
В этих областях можно сказать, что Аланды обладают полномочиями суверенного государства. Все остальные законодательные полномочия – прерогатива финского парламента и президента Финляндии. Это:
1. иностранная политика;
2. основная часть гражданского кодекса;
3. суд и уголовное право;
4. таможня и денежное обращение.
Для защиты интересов аландского населения в этих сферах от архипелага в финский парламент избирается один депутат. Выбор этого депутата проходит согласно существующему в финском государстве закону о выборах. Президент Финляндии с согласия лагтинга назначает губернатора островов. Полномочия губернатора:
1. возглавлять Совет представителей Аландских островов;
2. открывать сессию лагтинга;
3. закрывать сессию лагтинга.
Каждые 4 года проводятся тайные и пропорциональные выборы депутатов лагтинга. Право участвовать в выборах имеют аландцы, достигшие 18 лет и проживающие на островах. У нас есть сведения о составе старого аландского парламента: из 30 мест парламента – 10 мандатов у аландского центра, 7 – либеральной партии, 6 – партии “Фрисинад Самверкан”, 4 – социал-демократов и 3 мандата у независимого блока. Аландские партии независимы от партий, действующих вне островов, и только идеологически сотрудничают с нами.
В области экономики отношения строятся следующим образом: правительство Финляндии взимает налоги, собирает таможенные пошлины и другие сборы на островах в таком же порядке, как и во всей стране. Расходы на архипелаг покрываются из государственного бюджета. Архипелагу выделяются 0,45% государственных доходов после вычета доли погашения государственного долга. Разделить оставшуюся сумму по статьям бюджета представляется лагтингу.
Законы, принятые лагтингом, направляются президенту Финляндии. Последний наделен правом вето. Вето может быть наложено только в двух случаях:
1. если парламент островов превысил свои полномочия;
2. принятый закон содержит угрозу внутренней и внешней безопасности Финляндии.
Президент свое мнение о законе, принятом лагтингом, строит на основе решения совета представителей Аландов или на основе решения верховного суда Финляндии. Половина членов совета представителей Аландов назначается финским правительством, другую половину назначает лагтинг. Правительство архипелага формируется путем взаимных соглашений между партиями, представленными в парламенте.
Право жить на островах одновременно и является правом гражданства. Им обладает каждый ребенок, родившийся на островах при условии, что оба родителя или один из них – гражданин Аландов. Одновременно аландцы – граждане Финляндии. Аландское гражданство также выдается любому гражданину Финляндии, переехавшему на архипелаг и прожившему там пять лет при условии знания шведского языка. Аландское гражданство дает следующие права:
1. право избирать и быть избранным в лагтинг и в коммунальные советы;
2. право владеть недвижимой собственностью и распоряжаться ею;
3. заниматься экономической деятельностью.
Ограничение прав обладателей недвижимой собственностью объясняется желанием закрепить землю за аландцами. Житель острова, проживший вне Аландов пять лет, теряет гражданство. Гражданин Аландов свободен от обязанности служить в финской армии. Здесь нельзя размещать войсковые части и строить укрепления.
Аландские острова могут напрямую сотрудничать со скандинавскими странами.
Назначенные от лагтинга два депутата представляют Аланды в региональной международной организации – Северном совете. Представители правительства Аландов совместно с депутатами лагтинга также представлены в Северном совете. Правительство Аландов также участвует в работе совета министров Скандинавских стран. Внешняя политика – полномочие правительства Финляндии и парламента. Но в законе о самоуправлении есть статьи, относящиеся к международным вопросам. Если Финляндия подпишет международный договор, оказывающий воздействие на внутренние дела Аландов, то вступление этого договора в силу нужно согласовать с лагтингом.
Важность этого пункта проявилась, когда Финляндия вступила в Совет Европы. По настоянию лагтинга в документ были внесены пункты о серьезных исключениях, касающихся Аландов. Важным было то, что привилегии жителей островов, вытекающие из их особых гражданских прав, остались не затронутыми законами о европейской интеграции. Это стало возможным потому, что статус Аландских островов был закреплен международными договорами.
С 1964 г. Аланды имеют свою почтовую марку, с 1995 г. – свой флаг. В настоящее время жизненный уровень населения Финляндии, включая население Аландов, не отстает от жизненного уровня Швеции.
Я, будучи на Аландских островах, наблюдала весьма благополучную жизнь, благоустроенные дома, достойный восхищения высокий жизненный уровень населения, атмосферу доверия и уважения среди людей. Довести до широкого обсуждения среди нашего народа все аспекты аландской модели продиктовано желанием зародить надежду на мир среди карабахцев – как азербайджанцев, так и армян, не нарушая принцип территориальной принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану и давая возможность армянскому населению сохранить свою национальную идентичность. Армения пока не согласна с такой моделью.
Мне кажется, Азербайджан может, взяв за основу аландскую модель, поработав над его реализацией применительно к Нагорному Карабаху, создать документ международного уровня и таким путем дать импульс мирному процессу в регионе. Если внимательно вникнуть, то можно заметить, что статус, представленный аландской моделью, ничем не выше статуса НКАО 1988 года. Та модель была советской автономией, аландская же – европейской. И в этой форме автономия обладает не большими правами, чем те, которые предоставлены действующей Конституцией Азербайджана Нахчывану.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год