Ч.МАМЕДОВ
Для сведения “отцов” азербайджанской экономики – 2002 год – не только Год Лошади , но и по инициативе Кыргызстана, единодушно поддержанной 130 государствами, официально объявлен ООН Международным годом гор (МГГ). Азербайджану, до 60% территории которого занято горными массивами, сам Бог велел по случаю такого события мирового масштаба обратить наконец внимание на отдаленные горные регионы страны.
А поговорить здесь есть о чем. Отношение к освоению и социально-экономическому развитию горных районов у нас привело к тому, что положение на этих территориях стало угрожающим: крайняя бедность населения, депопуляция, деградация экологической среды, постепенная утрата уникальных этнокультурных связей и, наконец, – массовая миграция.
Между тем из года в год кочует из отчета в отчет (причем без видимых свежих корректировок) Министерства экологии и природных ресурсов весь цвет минерально-сырьевой базы страны – за исключением нефти и газа – около 350 месторождений, подавляющее большинство которых расположено в горных местностях.
По сведениям азербайджанских геологов, здесь разведанные запасы черных (железо), цветных и редких (алюминий, медь, цинк, свинец, ртуть, сурьма, молибден, кобальт), благородных (золото, серебро) металлов, а также нерудное сырье (бентонитовые глины, цеолиты, фарфоровый камень, сырье для стекольной, химической и цементной промышленности, самые различные виды строительных материалов, йодобромные, минеральные и термальные воды.
Еще в 1991 году, по предварительным расчетам, и, разумеется, в ценах мирового рынка на тот момент, общие разведанные запасы Азербайджана только по 28 основным видам полезных ископаемых (без учета нефти и газа, а также попутных компонентов) по стоимости конечной продукции составляли 36,3 миллиарда долларов. И что же?
Разработанным за последние годы и принятым к реализации проектам (нефтегазовым, аграрным, энергетическим, транспортным, экологическим и иным) сегодня нет числа. Однако ни один из них не предусматривает решения проблем горных районов Азербайджана, хотя огромного экономического потенциала последних с лихвой хватило бы, чтобы значительно перекрыть все инвестиции, направленные в азербайджанскую экономику не только за последние 5 лет, но и на последующие.
Это – не беря в расчет того, что горы – огромный эстетический и оздоровительный ресурс, и в мире много стран, в которых они стали источником крупных валютных поступлений – от международного туризма (Швейцария, Австрия, Франция, Испания, Непал и др.).
Никто не спорит, что непросто сегодня говорить о радужных прожектах для горных регионов Азербайджана, когда даже эффективно разрабатывавшееся в свое время месторождение магнетитовых руд (Дашкесанский горнообогатительный комбинат с ежегодной мощностью до 1,4 млн. тонн высококачественного железорудного концентрата), алунитов (Загликское месторождение комплексного алюмосодержащего сырья) который год находятся в критическом положении. И подобных примеров сколько угодно.
Пришли в окончательный упадок задействованные еще в 1940 – 1950 гг. большие по объему производства рудники по добыче мышьяка в Джульфинском, молибдена и полиметаллов – в Ордубадском районах Нахчыванской АР, серного колчедана и барита в – Ханларском районе и др. По последним данным, сегодня эти объекты бездействуют, а некогда социально и экономически развитые там населенные пункты практически обезлюдели.
Почти то же самое можно сказать о крупных залежах бентонитовых глин Даш-Салахлинского месторождения в Газахском районе, где в 70-е годы прошлого века на их базе был создан карьер с объемом добычи в 1 млн. тонн в год, вся продукция которого шла на потребности предприятий черной металлургии бывшего СССР.
Только на четверть возможностей используются природные запасы лечебных и минеральных вод, выявленных в свое время в горных районах в огромных количествах и в большом разнообразии. Между тем, по выкладкам специалистов, только разработка месторождений йодобромных вод позволит получать ежегодно более 20 млн. долларов прибыли, а запасы минеральных вод оцениваются в сумму 1,4 млрд. долл.
Все еще дожидаются своего часа очень крупное Филизчайское, Катехское, Кацдагское, Жихигское месторождения колчеданно-полиметалических руд в Шеки-Балакенской зоне. Вовлечение в помышленную разработку этих месторождений по заключениям экспертов способно обеспечить производство и выпуск ежегодно свыше 25 тыс. т меди, 32 тыс.т свинца, почти 80 тыс.т цинка, более 1 т золота и 85 т серебра.
Готов к реализации проект по производству в Азербайджане медного купороса на базе месторождения медно-порфировых руд в Шамкирском районе. Разработанная специалистами ЮжЦНИГРИ и опробованная в полупромышленных условиях новая технология позволяет получать ежегодно до 30 тыс. т этой продукции, 30% которой могут удовлетворить все потребности страны, а 70% – можно экспортировать.
Весьма красноречивый исторический пример тому, какой импульс может дать развитие горнорудной промышленности в указанных районах – Гядабейское месторождение медной руды (попутно – золота и серебра), которое более 100 лет прослужило объектом добычи для компании Siemens & Co.
Разработка этого месторождения позволила в сравнительно короткие сроки заложить на месте мелких и невзрачных крестьянских лачуг – крупный поселок городского типа – Гядабей, построить первую в Закавказье железнодорожную ветку по доставке руды с месторождения до медеизвлекательной фабрики.
Впервые в горном районе была сооружена электростанция, и вечерами дома и улицы в Гядабее освещались электричеством. Причем все это в то время, когда даже в крупных городах Азербайджана, России и других стран, в этих целях использовались газовые фонари…
В последние годы появился шанс приступить к разработке золоторудных месторождений, большинство из которых также расположено в горных районах страны. Был заключен контракт типа PSA (совместная разведка, разработка и раздел добычи) с безвестной, скажем прямо, американской компанией Investment Group Services LLS Но, увы, все разумные сроки, оговоренные сторонами в контракте, оцениваемом специалистами в 500 млн. долларов, уже давно истекли, а воз, что называется, и ныне там.
А ведь многие, и в частности, сами геологи надеялись, что именно этот контракт даст импульс для качественно нового развития и горнорудной промышленности, и в целом новой отрасли экономики Азербайджана – золотодобывающей.
Странной до непонятности выглядит позиция Министерства экологии и природных ресурсов, с головой ушедшего в рыбное и лесное хозяйство (экологические проблемы) и начисто забывшего природные ресурсы. А ведь именно это ведомство – правопреемник всех обязанностей, вытекающих из упомянутого и, к слову сказать, юридически уже утратившего силу контракта.
В целом же сегодня для Азербайджана даже девиз общенациональной программы Международного года гор: “Жить в горной стране – жить в благодатной среде” режет слух. Между тем, по данным той же ООН, более 50% населения земного шара использует горные ресурсы, а в XXI веке вообще состояние горных экосистем будет напрямую определять судьбу более половины человечества. И нашу с вами тоже.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год