Г.ЗЕЙНАЛОВ
Поиск виноватого, доходящий часто до самой настоящей “охоты на ведьм”, стал в последнее время, одной из основных составляющих политической жизни в Азербайджане. Масштабы этого процесса приводят к тому, что “виноватого” ищут и наказывают, используя при этом события, которые по логике вещей, никак не могут служить орудием политической борьбы. И политические интриги проникают уже в такие сферы, как спорт, искусство, кино…
“Последней жертвой” нашей извращенной политической действительности стало событие, которое, казалось бы, к ней никакого отношения не имеет. Речь идет о недавней премьере в Баку художественного фильма “Бременские музыканты”, съемки которого проходили и в нашей стране. По материалам прессы, можно было бы подумать, что картина носит откровенно антиазербайджанский характер. На самом же деле – это экранизация очень популярной во всем мире и абсолютно аполитичной детской сказки, рассказывающей о неистребимой тяги людей к свободе. Режиссером картины был известный советский, а затем и российский деятель кино Александр Абдулов.
…На первый взгляд, причины остракизма, которому подвергся фильм в Азербайджане, непонятны. Причем, саму картину практически никто не критиковал. Поток брани был направлен на побочные аспекты. Например, всех беспокоили личности авторов картины и тех, кто поддерживал съемочный процесс в нашей стране. Правда, в вопросах киноиндустрии у нас мало кто разбирается. В результате на страницы прессы вылилась масса не просто неточной, но и откровенно лживой информации.
Так что, для начала некоторые пояснения.
Вопреки утверждениям, ни государство, ни правительство Азербайджана не выделяло на этот фильм не одного маната. “Бременские музыканты” – это КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Более того, декорации, пиротехника, грим, костюмы, аппаратура, гонорары актеров, массовка – все эти расходы были покрыты российской стороной.
Азербайджанская же сторона в лице СОВЛАДЕЛЬЦА ФИЛЬМА бакинского городского “Клуба веселых и находчивых” (БГКВН), оплатила 50% стоимости авиабилетов съемочной группы, их проживание и питание (оставшиеся 50% – сами россияне). А также организовывала съемочный процесс. И за это получила право на доход от фильма, имеет право распространять, дублировать и тиражировать картину.
Что в этом плохого? В свое время в Азербайджане были сняты такие “рейтинговые”, как сейчас говорят, фильмы, как “Человек-амфибия”, “Бриллиантовая рука” и азербайджанцы всегда этим гордились. За все платил Азербайджан, а права собственности на них остались сейчас за Россией, но никто подобных вопросов не поднимал…
“Бременские музыканты” – коммерческий проект БГКВН. Против свободы предпринимательской деятельности в Азербайджане никто не выступал, следовательно, “Клуб веселых и находчивых” волен сам решать, как и куда инвестировать свои доходы.
Роль президента страны Гейдара Алиева в создании картины заключалась лишь в том, что он не возражал против съемок фильма в Азербайджане, так же, как это сделал президент Калмыкии у себя, а министр внутренних дел Египта – у себя. Аналогичной была и помощь Ильхама Алиева, который следил лишь за тем, чтобы съемочному процессу никто не мешал.
Так в чем же причины такой ненависти к фильму? Будем откровенны: дело в том, что поддержку этому фильму оказывал президент БГКВН Анар Мамедханов, политические взгляды которого “кому-то” не нравятся. Допустим. Но в демократическом обществе каждый сам волен определять свои политические симпатии. И зачем же “мочить” человека там, где ему, наоборот, следует сказать спасибо. Ведь во многом, именно благодаря личным связям А.Мамедханова в российской элите, удалось организовать съемки “Бременских музыкантов” в Баку. Вряд ли у Абдулова были бы проблемы со съемками в любой другой стране СНГ. Зачем “отворачивать” от Азербайджана таких известных и авторитетных людей, как Абдулов, тем более таким грубым и примитивным образом?!
Нельзя ли, господа, решать свои политические проблемы в подобающих для этого местах, а не где попало?!
…Несколько лет назад в Баку снимался голливудский фильм из популярнейшей серии про агента 007 Джеймса Бонда – “И целого мира мало”. В связи с этим к нам приезжали даже Пирс Броснан и Софи Марсо. Так вот, впоследствии известные во всем мире кинокритики “камня на камне” не оставили от этого фильма. В Голливуде проект был признан неудавшимся. Кроме того, Азербайджан был плохо представлен в картине, как раз с политической точки зрения – нас показали отсталой страной третьего мира. Но несмотря на все это, никто из политиков в Баку на это никакого внимания не обратил.
А то, что произошло с “Бременскими музыкантами”, иначе, как позором, не назовешь. Где еще, кроме фашистской Германии и тоталитарного Советского Союза, могли организовывать “круглые столы” для осуждения художественных произведений, кинофильмов? Где еще можно увидеть, чтобы о фильме могли рассуждать люди, которые ни разу его не видели? И кто, в конце-концов, в коммерческих проектах клуба КВН имеет право указывать, кто в каких ролях и эпизодах должен играть? Ответов на все эти вопросы не требуется.
Кто-то из участников указанных выше “круглых столов” заявил, что Александр Абдулов ненавидит Азербайджан. Судите сами: этот популярнейший актер за 2 года дал ни много ни мало 25 интервью (!) на российском телевидении и радио, и везде говорил, что Азербайджан – одна из самых лучших стран мира, а азербайджанцы – жертвы агрессии.
Мы начали с политики, ею и закончим. “Бременские музыканты”, это сказка для детей, и очень смешно, когда взрослые люди, начинают искать в сказке политический смысл…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год